США выпускают джинна инфляции из бутылки

На модерации Отложенный

Насколько вероятно объявление дефолта США? Этим вопросом сейчас задаются многие. В своей книге «Путь к финансовой свободе» Эрик Найман описывает, как на протяжении последних двухсот лет правительство США избегало наступления данного события. Начальник управления инвестиционно-банковских услуг Укрсоцбанка Эрик Найман присутствовал на организованной Международным финансовым холдингом FIBO Group конференции, которая была посвящена аспектам работы в кризисное время и состоялась 7 декабря 2008 года. Автор книг «Путь к финансовой свободе» и «Малая энциклопедия трейдера» поделился с газетой Business & FM своим мнением о возможности дефолта США, о новом виде капитализма и о перспективах доллара и рубля в 2009 году.

— Для начала хотелось бы задать вам вопрос относительно рецессий в США. Насколько высока вероятность дефолта со стороны американского правительства? Насколько долго может продолжаться увеличение долга Соединенных Штатов?

— Это долговая пирамида, которая долгое время держалась на печатаемых в США долларах. Раньше ситуация разрешалась за счет торгового баланса: США платили долларами за импортируемые товары. Однако сейчас уже в мире нет такого количества денег, которое позволило бы этот американский долг рефинансировать, старая схема продажи долларов всему миру не работает, и Вашингтон понимает, что, просто раздавая доллары, из тупика не выйти. Поэтому США сейчас, в первую очередь, озабочены государственным долгом. Для корпоративного частного долга они будут просто печатать доллары и через прямое кредитование ФРС США отдавать их в коммерческие банки, такие, как Citigroup, рефинансируя плохие кредиты. Таким образом, США будут увеличивать внутреннюю долларовую массу, не подключая к этому весь мир.

—То есть вы не верите в возможность дефолта США?

— Они не объявят дефолт, они просто напечатают доллары.

— Чем будет обеспечен этот долг? На текущий момент гобальная экономика столкнулась с тем, что крупнейший заемщик в качестве обеспечения имеет лишь веру окружающих в его кредитоспособность.

— До 1970-1971 года, когда существовала классическая Бреттон-Вудская система, был золотой стандарт и эмиссия долларов обеспечивалась золотом. Потом вдруг оказалось, что обеспечения нет. Золота на всех не хватало — долларов напечатали слишком много — и американцы вынуждены были отменить золотой стандарт. Сейчас, до 1 января 2008 года, они печатали доллары, которые обеспечивались эмиссией государственных ценных бумаг. Однако с 1 января 2008 года по сегодняшний день даже это обеспечение сократилось в два раза. Сегодня наличный доллар обеспечен только на 50% государственными бумагами США, все остальное — это вложения во Freddie Mac, Fannie Mae и прочий мусор. Все повторяется по сценарию 1970-х годов, и американцы будут вынуждены изменить валютную систему. Но ничего нового пока не придумано, по крайней мере, до сих пор. Впрочем, недавно была встреча G20. Разумеется, никто не распространялся о том, что обсуждалось в кулуарах, но, похоже, к апрелю готовится новое миропонимание финансовой организации. Скорее всего, будет создана новая резервная валюта. Непонятно, как она будет названа, но она будет в себе сочетать доллары, евро, японские иены, швейцарские франки, британские фунты и, может быть, другие валюты, например китайский юань.

— Это будет синтетическая валюта?

— Да, и она будет выполнять функции мировой резервной валюты. Есть так называемые SDR — специальные права заимствования, внутренняя валюта МВФ. Все расчеты с МВФ происходят на этой основе. Например, кредит Украине МВФ дал в SDR, а не в долларах. Может быть, именно SDR и станет новой резервной валютой. Доллар свой статус мировой резервной валюты уже потерял, и сейчас только вопрос времени, когда этот статус получит другая единица.

— Но пока доллар применяется и как расчетная, и как резервная валюта.

— Представьте себе следующую картину. Вы лезете на гору и понимаете, что огромная масса снега, покрывающая склон, вот-вот поползет вниз. Достаточно вам только крикнуть или топнуть — а может быть, кто-то это сделает за вас, может быть, просто птица или бабочка сядет на краешек снежной глыбы, — и начнется сход лавины, которая вас похоронит. То же самое сегодня происходит с госдолгом США. Есть сам госдолг, есть частные долги, корпоративные — они все огромны и нависают над всем миром. Причем мир понимает, что рано или поздно эта конструкция рухнет. Не может не рухнуть. Есть два варианта, как это может произойти. Вариант первый — через инфляцию. Запуск в США печатного станка провоцирует скачок инфляции, начнут расти цены на нефть, зерно, на все активы и потребительские товары. В результате этого государственный долг номинально останется тем же, но реально сожмется раза в два, к примеру, за несколько лет. Второй вариант — объявление дефолта. Понятно, что сегодня США выбирают первый путь — обесценить долги через скачок инфляции.

— США ведь не объявляли дефолт ни разу?

— Официального объявления не было ни одного, но было пять историй, когда де-факто дефолт был. Если государство берет на себя обязательства — «это наша бумага, мы за нее отвечаем», — а потом говорит «нет, извините», то это де-факто дефолт.

— На текущий момент Вашингтон поддерживает крупнейшие корпорации — AIG, GM, возможно, еще Ford. Такая политика уже совсем не тот чистый капитализм и свободные рыночные отношения, о которых шла речь, к примеру, 30 лет назад. Вам не кажется, что данный подход уже ближе к социализму, нежели к капитализму? Если власти начинают выделять компании, которые too big to fail (слишком велики, чтобы потерпеть крах), то фактически речь идет о том, что появляется некий список социально-значимых компаний, которым правительство не даст упасть. Это все еще капитализм?

— Сами американцы сейчас шутят, что они живут в USSA — United Socialists States of America. Это закономерный возврат к неокейнсианству, к активному вмешательству государства в экономику. «Невидимая рука рынка», увы, не работает. Жадность сгубила неограниченную в рыночной свободе экономику США. Другой вопрос — как далеко американцы зайдут в неокейнсианстве? Приблизятся ли они, действительно, к социализму или нет? Вот это вопрос. Сегодня пока видно, что по политическим свободам они все-таки капиталистические. Можешь публиковать, что хочешь, говорить что хочешь. С другой стороны, есть пример обратной тенденции — Китай, который идет от построения развитого социализма к некоторому регулируемому капитализму с социалистическим лицом. США и Китай фактически движутся навстречу друг другу. И золотую середину, наверное, стоит искать между ними — в частичном использовании модели китайского капитализма-социализма и американского капитализма с явными признаками социализма. Это новый мир, новый глобальный мир.

— Как долго, на ваш взгляд, продлится рецессия в США?

— В лучшем случае она закончится летом, в худшем случае — глубокой осенью, примерно, в октябре–ноябре 2009 года.



— Почему именно такие сроки?

— Исходя из того, что точка старта рецессии находится в декабре 2007 года. На текущий момент рынок недвижимости, который был первопричиной кризиса, уже достиг «дна» или очень близок к нему. Как только цены на рынке недвижимости перестанут сдуваться — а они перестанут сдуваться, потому что идет инфляционная волна, — вслед за этим закончатся списания в банковском секторе. А как только закончатся списания в банковском секторе, он начнет нормально работать и запустит кредитование. Тогда инвесторы поймут, что все худшее позади, и начнется подъем рынка акций. За ним мы увидим восстановление экономики.

— Какие перспективы пары евро/доллар вы видите в 2009 году?

— Пара евро/доллар пока удерживается от роста только на страхе, то есть только на том, что люди боятся инвестировать в более рискованные активы. Они выбирают менее рискованные — американские treasury и золото. Но как только впереди замаячат признаки выхода из рецессии — а это произойдет не позднее первого квартала следующего года — инвесторы бросятся скупать подешевевшие активы. И в первую очередь они начнут это делать за пределами США. Поэтому доллар против евро будет падать. А так как инфляция в США будет расти, это приведет к бегству от доллара, в том числе против евро. Пока ближайшая цель по евро — 1,8.

— Что касается российского рубля, то каковы перспективы нашей валюты, если ЦБ все-таки отпустит ее в свободное плавание?

— Рубль будет падать. Цель — 30-32 рубля за доллар, за евро соответственно близко к 38-40. Но это будет длиться лишь пока падает нефть. Как только цены на нефть вернутся на уровень 50 долларов, а скорее всего это будет уже где-то в марте или даже раньше, рубль начнет отыгрывать свои позиции. И если говорить стратегически, то он имеет очень много шансов укрепиться. То есть первый квартал будет тяжелым для рубля, но в следующие три квартала российская валюта, скорее всего, будет укрепляться и по итогу года она отобьет те потери, которые были в первые месяцы.

— Какие валюты кажутся вам наиболее перспективными на ближайший год?

— Китайский юань, австралийский доллар и тот же российский рубль. Сегодня пока нужно оставаться в долларе. Но нужно быть готовым инвестировать, а значит, оставаться в ликвидности не дольше, чем на три месяца. Месяц-два — вот наиболее оптимальные депозитные вклады.

Запуск печатного станка в США выпускает джинна инфляции из бутылки, и мы увидим всплеск цен на все виды активов на фоне быстрого падения американского доллара.

— В основе нынешнего кризиса, как и в 30-е годы, лежит кризис перепроизводства?

Не только. Кризис перепроизводства — это верхушка айсберга. А стоит за ним — и сейчас, и в 30-е — одно и то же. Расслоение общества, спекуляция, кредитование. На заемные средства предприятия начинали строить мощности, и настроили столько, что потом возникло перепроизводство. Но если посмотреть еще глубже, то причина — расслоение общества. Богатые начали зарабатывать намного больше, чем бедные. Психологический эффект — бедный всегда старается потребить на класс выше, чем ему доступно. Он хочет потреблять так, словно он более состоятельный, хочет одеваться лучше. Если говорить о сегодняшних реалиях, то бедный, скажем, хочет иметь дорогой мобильный телефон, хотя он ему не по карману. Но бедный об этом не думает и исходит из того посыла, что если все вокруг что-то имеют, то и ему тоже хочется. Что он делает, чтобы достичь своей цели? Он начинает брать кредиты. В результате у богатых накапливаются финансовые активы, а у бедных — кредиты. Бедные становятся еще беднее, потому что по кредиту нужно платить. Так происходит всегда, и нынешний кризис имеет те же корни. Кризис перепроизводства — это для учебников. Это промежуточная стадия кризиса, не первопричина, хотя и не следствие.

— То есть меняется понятие богатства?

— У американцев, например, неверное понятие домовладения. Домовладельцем считается тот, кто живет в своем доме. При этом свой дом вполне может быть куплен в кредит и фактически может человеку не принадлежать. То есть любой дом, который ты не арендуешь, автоматически является твоим владением. Но владение и собственность — разные понятия. Пока ты не расплатишься за кредит — это не твой дом. В результате происходит полная подмена понятий, в том числе на ментальном уровне у людей. Человек купил что-то и думает, что это что-то — его собственное. Но на самом деле это не так. Пока он не расплатился по кредиту, это не его вещь. Сейчас некоторые с удивлением обнаруживают этот нехитрый факт, замечая вдруг, что некоторые вещи им не принадлежат. Еще хуже, когда под эту не твою вещь берется кредит, и в результате построения долговой пирамиды на индивидуальном уровне многократно возрастают риски банкротства личных финансов. К сожалению, американские банки агрессивно стимулировали ипотечное и потребительское кредитование, поставив на грань банкротства и себя.

— Возможны ли из-за этого социальные конфликты в тех же Штатах?

— Сейчас для американцев самую главную цель можно сформулировать так: пусть инфляция, лишь бы не было войны. Гражданской войны. Правда, американцам уже здорово промыли мозги, развив в них огромную социальную апатию. С другой стороны, есть огромная нелюбовь к чернокожим. Считается, что они сидят на пособиях и просто разворовывают страну. Есть огромное количество людей, обладающих оружием. Пусть они им владеют легально, но ведь в любой момент они могут начать стрелять. Есть еще другой момент, который хорошо проиллюстрировали события после урагана «Катрина» в Новом Орлеане. Во время бедствия огромное число людей оказалось отрезанным от остального мира на стадионе. Им сбрасывали гуманитарную помощь, планируя через какое-то время вытащить их оттуда. Так вот, при отсутствии контроля со стороны властей на стадионе моментально стал процветать обычный бандитизм. Полиция не работает, «911» не работает, а на стадионе — изнасилования, грабежи и тому подобные вещи. В один миг законопослушные американцы вдруг радикально изменились. Примерно то же самое было в 80-х или в 70-х годах во время восстания черных в Лос-Анджелесе или в Сан-Франциско. Тогда толпа тоже полностью вышла из-под контроля, тоже начались грабежи. То есть перестаньте сегодня платить американским полицейским деньги — и будет страшная бойня. Поэтому США будут печатать доллары, лишь бы все было хорошо.

— Насколько тяжелым будет 2009 год?

— Первый квартал будет очень тяжелым, причем особенно для России, которая по-настоящему почувствует удар кризиса. Во втором квартале будет казаться, что уже хуже некуда, а в третьем ситуация начнет улучшаться. В общем, как это всегда было в России, главное — перезимовать.

Надежда Грошева