Как наследил Буш, покидая Белый дом
На модерации
Отложенный
"Наиболее замечательным поворотом событий последней четверти века было открытие неимоверной слабости в самом ядре с виду сильнейших в мире диктатур, будь они военно-авторитарными правыми или коммунистически-тоталитарными левыми. От Латинской Америки до Восточной Европы, от Советского Союза до Ближнего Востока и Азии сильные правительства в последние двадцать лет терпели крах. И хотя они не всегда уступали место стабильным либеральным демократиям, все же либеральная демократия остается единственным логически последовательным политическим стремлением, и она овладевает различными регионами и культурами во всем мире. Более того, я настаивал, что либеральная демократия может представлять собой "конечный пункт идеологической эволюции человечества" и "окончательную форму правления в человеческом обществе", являясь тем самым "концом истории". Эти строки были написаны более дести лет назад, американским философом Фрэнсисом Фукуямой. О полной и окончательной победе либерализма тогда писали многие, но шестнадцать лет абсолютно бездарного правления двух американских администраций, это, пожалуй, слишком много, даже для такого запаса прочности, который сумела создать команда Рональда Рейгана.
Ни постоянно релаксирующий в своем президентском кресле Билл Клинтон, ни чудаковато-простоватый Джордж Буш-младший и близко не приблизились к тем требованиям, которые предъявляло время к руководителям мировой державы номер один. Как они умудрились попасть в Белый дом, отдельный вопрос. Порой складывается впечатление, что американские избиратели сначала голосовали за внешность Клинтона, ассоциируя его с президентом Кеннеди, а потом за имя Джордж Буш, в ностальгии, по вице-президенту, который решительно принял управление страной в 1981, после выстрелов у отеля "Хилтон", нежели в тоске о сорок первом президенте Соединенных Штатов. Так или иначе, произошло то, что произошло. Сегодня сложно сказать, были ли у Клинтона другие способы остановить бесноватого Слобо, который больше походил на героя брехтовской "Матушки Кураж", нежели на политика двадцать первого века. Точно так же, как сложно предсказать ход мировой истории без 11 сентября, дня который начисто смел иллюзии о конце истории, и вернул все на круги глобального противостояния Добра и Зла. Причем это Добро и Зло настолько относительны, что у каждого есть право выбирать, где Добро и где Зло, аргументы, всегда найдутся.
То, что получает Обама в наследство в области экономики не просто хорошо известно в мире. Большинство жителей планеты чувствуют это на собственной шкуре. Ничего не поделаешь, плоды глобализации. Во внешней политике дела обстоят не намного лучше. Врагов у Штатов прибавилось, а вот с друзьями, с друзьями ситуация достаточно сложная. Старые друзья вдруг решили, что Соединенные Штаты много на себя берут, забыты десятилетия защиты от советской угрозы, планы Маршалла и многое, многое другое. Впрочем, благодарность в большой политике категория весьма туманная. Новые имперские амбиции России - это достойный ответ Биллу Клинтону, который на полном серьезе считал эту страну второстепенной державой. И, наконец, очень коротенький список государств, которые все еще верят в США, как оплот свободы и демократии во всем мире. Верят скорее по необходимости, чем от идеализма, но тем не менее. В их число входят государства Балтии, Польша, Украина (с некоторыми оговорками) и Грузия.
Именно Грузия, стала той лакмусовой бумажкой, которая покажет всему миру способность США защищать провозглашенные идеалы.
После войны в Грузии многие эксперты говорили о том, что у Штатов есть все основания быть недовольными действиями грузинских властей, так как эта война со всей очевидностью показала, что у США практически нет инструментов для защиты своих союзников. Однако, следует отметить, что в этом тезисе все перевернуто с ног на голову. У США действительно не оказалось аргументов для предотвращения агрессии России, причем не в августе, а еще весной, когда РФ начала массированную и открытую подготовку к войне с Грузией. Очевидно, что в Госдепе и в Белом доме надеялись на то, что пронесет, не пронесло. Более того, США действительно оказались проигравшей стороной в этой войне, проигравшей психологически, хотя возможен и другой сценарий. Представим себе, что российская армия все-таки заняла бы Тбилиси в августе. На грузинский трон была бы посажена кремлевская марионетка, вернее на как минимум два трона, ибо раздел Грузии в этом случае был бы предрешен. Что дальше? Дальше в мире сложилась бы крайне интересная ситуация, в преддверии экономического кризиса появляется государство-изгой, у которого слишком много денег. Причем хранятся эти деньги не где-нибудь, а в Соединенных Штатах. Западные страны, читайте ведущие финансовые институты мира, никак не могли бы не отреагировать на происходящее. В сущности, это произошло, но только события пошли по мягкому сценарию сценарий. Жесткий сценарий предотвратил неожиданно друг Москвы Николя Саркози. Этот жесткий критик Кремля хорошо сориентировался в ситуации и понял, чем может грозить Европе крушение гиганта на ее пороге. Сложно судить какие аргументы заставили российский властный тандем остановить уже разогнавшуюся военную махину, но думается начавшееся бегство капитала, было не последним аргументом в решении не 'менять' власть в Грузии. Именно фраза "Мир вас не поймет" была ключевой в этой беседе Медведев (Путин) - Саркози. Русские остановились, и мир понял - Европа выторговала для себя еще одну теплую зиму, а там глядишь, и альтернативные источники энергии подоспеют.
Что касается интересов стратегического союзника за океаном, они подождут, ведь ни Франция, ни Германия, ни другие страны старой Европы, ведь никто не отказывается от ценностей свободного мира. Весь вопрос в том, где эти ценности кончаются. Для старой Европы данные ценности кончаются в Бресте, и все, что восточнее представляется неким варварским конгломератом, где живут люди не достойные, если хотите не способные (вопрос эстетики выбора) демократии. На этом фоне Соединенные Штаты, скорее всего, решились взять на себя роль защитников свободного мира. Поступающие сообщения о том, что рамочный договор между Грузией и Соединенными Штатами практически готов, и главным пунктом данного договора являются именно гарантии безопасности, свидетельствуют о решимости и новой администрации идти до конца в вопросе о Грузии. Интересна реакция Москвы, политолог Александр Дугин, озвучивающий мысли Кремля, прямо заявил в интервью одному грузинских телеканалов о неизбежности появления русских танков в Тбилиси.
Почему? Ответ очевиден, ключ к фукуямовскому концу истории лежит в Москве, но добраться до него можно только транзитом, через Тбилиси и Киев. Вот такая историческая география.
Гела Васадзе
Комментарии