Сегодняшняя интеллигенция способна только на флеш-моб?
На модерации
Отложенный
Несмотря на то, что политическая активность населения столицы, казалось бы, должна быть выше, москвичи не больше, чем остальные россияне, готовы активно отстаивать свои интересы. У москвичей больше возможностей для улучшения своей ситуации, кроме того, они находятся под сильным влиянием масс-медиа. Политически активная группа людей составляет примерно несколько сотен тысяч человек, но и эти люди готовы только на разовые акции, флеш-моб, но не на организованное движение, сказал руководитель отдела социально-политических исследований Аналитического центра Юрия Левады Борис Дубин в беседе с «Полит.ру».
По словам эксперта, с одной стороны, политическая активность населения в Москве выше, а с другой стороны степень разнообразия и раздробленности в столице тоже гораздо больше. Кроме того, у москвичей больше, чем в любом другом месте страны, возможностей изменить свою ситуацию, сменить место работы. "Тут получается баш на баш. С одной стороны вроде бы степень активности населения теоретически выше, но с другой стороны возможности смягчить ситуацию также больше", - сказал эксперт.
Кроме того, в Москве люди в существенно большей степени находятся под облучением масс-медиа, чем в других местах. "Там, где жители малых городов и сел чувствуют себя несколько в стороне от Центра, они более спокойно относятся к происходящему и более критичны по отношению к власти. По крайней мере, более скептичны", - заметил Дубин.
Население в Москве "с утра до ночи облучается средствами массовой информации и находится под достаточно сильным давлением". Для них другой точки зрения, кроме официальной, практически нет. Поэтому москвичам трудно найти основание для солидарности, чтобы противостоять действиям власти.
В последнее время стало заметно, что протестные акции сильно локализованы, причем даже не территориально (столица-регионы), а в социальном плане. Они относятся к "более-менее одному слою".
"Это слой более образованных людей, более демократически, прозападно ориентированных, более дорожащих правами человека, свободами", - сказал Дубин.
Но объем этого слоя невелик, а его влиятельность в сравнении с позднесоветскими или раннеперестроечными годами, когда интеллигенция имела существенный или заметный авторитет в обществе, упала. "Сегодня, конечно, авторитет этих слоев и групп, фракций не очень велик. Их возможности влиять на более широкие группы населения сведены практически к нулю, поскольку все более-менее массовые средства коммуникации сегодня монополизированы правящей группировкой", - сказал Дубин.
Эксперт предположил, что слой "более демократически, прозападно ориентированных людей" можно оценить в несколько сотен тысяч человек. "Но это люди находятся в эфирном состоянии, они тоже очень слабо организованы. А формы их протеста имеют одноразовый характер", - заметил эксперт. Действия этой группы людей - акция или реакция на некое действие власти. "Это не последовательное социальное движение, программа, деятельность определенной партии, совокупности партий, - сказал Дубин, - а это некоторая разовая акция, флеш-моб". В качестве примера он привел сбор подписей в защиту Светланы Бахминой. "Это всегда реакция на определенные действия власти, которые, конечно, зашкаливают в смысле своей полной беспардонности", - сказал Дубин.
Но с другой стороны, по словам эксперта, кроме такого типа протестов эта группа людей ничего не делает. "Для них нет ни лозунгов, ни лидеров, ни форм интеграции, объединения сил. По крайней мере, в нынешней российской ситуации я таких сил не вижу. В последнее время есть некоторые заявки со стороны демократических или продемократических партий, но это пока только заявки. Пока реальных последствий этого я не вижу", - заключил Дубин.
Борис Дубин
Комментарии