Вертикаль власти должна стать гибкой. Иначе она сломается
На модерации
Отложенный
Почувствовать себя загнанным в угол толпой бунтовщиков греческим премьером Костасом Караманлисом смогли после волнений во Владивостоке из-за пошлин на иномарки российские лидеры. Оказавшись в 1993 году в схожей ситуации, тогдашний премьер-министр Виктор Черномырдин капитулировал по всем пунктам. Но для Путина подобный шаг противоречил бы всей его политической философии. К тому же волнения в Приморье — лишь верхушка медленно выступающего из воды айсберга. Вопрос надо ставить так: готова ли российская власть к массовым народным протестам, неизбежным в условиях жесточайшего экономического кризиса? И почему государство провоцирует волнения даже там, где их можно было избежать?
“В вопросе пошлин на иномарки правительство просто не может отступить, — сказал мне хорошо знакомый с работой государственного механизма высокопоставленный отставной сотрудник спецслужб. — И дело даже не в том, что повышение пошлин пролоббировали влиятельные люди: близкий соратник Путина, глава “Ростехнологий” Сергей Чемезов и другие питерцы, устроившие в районе города на Неве “русский Детройт”. Путин просто никогда не отступает от своих уже объявленных решений. Для него это признак слабости”.
Отсутствие внятной публичной реакции высшей российской власти на волнения во Владивостоке не должно поэтому вводить в заблуждение. В правительстве, по информации “МК”, судорожно ищут выход, который позволил бы “и рыбку съесть, и лапок не замочить”: успокоить ситуацию на Дальнем Востоке и при этом сохранить лицо, “не поддавшись на шантаж экстремистов”. Ради такой благой цели высшие чины вроде вице-премьера Игоря Сечина даже начали активно общаться с приморским губернатором Сергеем Дарькиным. Обычно дальневосточного воеводу в Москве стараются не сильно привечать.
Можно ли в принципе найти выход из невозможной ситуации, в которую сам себя поставил наш Белый дом? Кто-то из осведомленных людей говорит о возможности резкого понижения пошлин на запчасти для иномарок. Кто-то разводит руками. Кто-то, вроде бывшего члена верхушки правительства, считает, что власти все-таки придется наступить на горло собственной песне: “От инерционного мышления — иллюзии всесильности пора отказываться”. Впрочем, при всей своей важности вопрос об иномарках — всего лишь часть общей картинки. А она наводит на недоуменные размышления.
Российскую элиту уже ударило осознание, что кризис будет затяжным и очень тяжелым. Выступая недавно в закрытой аудитории, Алексей Кудрин высказался в том смысле, что 2009 год в любом случае будет провальным. По словам шефа Минфина, критерием выздоровления следует считать замедление темпов падения(!) экономики в 2010 году. В неофициальных разговорах чиновники еще более мрачны. В Белом доме шепчутся, что при таких темпах трат хваленая правительственная “подушка безопасности” может превратиться в пустую наволочку уже к лету-осени 2009 года.
Апокалипсические прогнозы строятся и насчет будущего курса рубля. Уровень в 35 рублей за доллар к середине следующего года — это уже верх оптимизма. Правда, как будут вести себя ключевые мировые валюты по отношению друг к другу, тоже никто не знает.
В таких условиях одним из приоритетов правительства должен быть отказ от необязательных мер, способных увеличить социальную напряженность. Что вместо этого делает власть? Создается впечатление, что нечто прямо противоположное. Чего, например, стоит задумка Минобороны в разгар кризиса выбросить на улицу тысячи озлобленных и хорошо умеющих обращаться с оружием бывших офицеров? Ситуация с иномарками — еще один пример из той же серии. Неужели никто во власти не мог просчитать, что означает такое решение для Дальнего Востока?
Отвечать на этот вопрос “да” — не уважать не столько правительство, сколько самих себя. Неглупых людей во власти не меньше, чем среди простого населения. Скорее всего загвоздка в том, что процесс принятия всех ключевых решений слишком сконцентрирован в одной точке — офисе премьер-министра. При таком подходе для рассмотрения всех нюансов того или иного решения нет ни времени, ни возможностей. Подобная ситуация была опасна уже до кризиса или во время его начала. Например, минувшей осенью принятые второпях и в узком кругу решения по реформе социальной сферы привели к резкому увеличению нагрузки на бизнес. И это в тот момент, когда ее, напротив, надо было снижать! Сегодня же уровень угрозы от “пожарно-единоличной” методы принятия решений и вовсе просто зашкаливает.
При всем при этом нельзя сказать, что наверху не думают о том, как решать проблему народного недовольства в условиях кризиса. Достоверно известно, например, что светлые головы из числа кремлевской идеологической обслуги предлагают Путину под благовидным предлогом свинтить из премьеров. Мол, пусть Владимир Владимирович станет полноценным членом “Единой России” и сосредоточится на руководстве партией. А для правительства будет подготовлена когорта “одноразовых премьеров”, которых можно будет менять при каждом новом витке экономического кризиса.
Как и следовало ожидать, Путин понял, что ему предлагают рецепт медленного и мучительного политического самоубийства. Но абсолютно оправданное в нынешних условиях сохранение ВВП на посту премьера не дает ответа на главный вопрос: готов ли Владимир Владимирович “похоронить” свой упирающийся в небеса рейтинг? И если нет, то как именно его будут подпирать?
Ясно одно: делать “фарш” из несогласных можно лишь в условиях, когда этих самых несогласных не так уж много. Иначе фарш, как это уже не раз бывало в российской истории, сделают из самих правоохранителей и властей предержащих.
Михаил РОСТОВСКИЙ
Комментарии
Да, 2009 год будет очень тяжелым. Но на фоне ужасов глобального шторма, что обрушится в ближайшем будущем на народы всего мира, российские реалии будут восприниматься подавляющим большинством, как мелкая рябь на воде.
Ыкстрасенсы рассказали?
Уходить можно было в августе, сейчас - нельзя. Да это на него и непохоже.
Как бы его не ругали, но мужик он смелый!