Реакция россиян на кризис драматичнее, чем его реальные последствия
На модерации
Отложенный
В конце минувшей недели замглавы Минэкономразвития РФ Андрей Клепач официально заявил: темпы роста экономики России снижаются. "Рецессия в РФ уже началась и, боюсь, двумя кварталами это не закончится", – признал он.
Впрочем, влияние мирового кризиса россияне начали ощущать гораздо раньше. Еще летом, согласно опросам, около четверти жителей нашей страны склонялись к мысли о том, что кризис, перебравшись из биржевой сферы в реальный сектор экономики, нанесет ощутимый удар по России и коснется простых граждан.
В настоящие момент, как свидетельствуют результаты опроса, проведенного Фондом "Общественное мнение", уже треть населения страны оценивает ситуацию в нашей экономики как негативную, а 38 % опрошенных предсказывают, что положение дел еще более усугубится в ближайшее время.
Мы опять боремся
На житейском уровне экономические последствия кризиса – уменьшение доходов, снижение уровня жизни, потеря работы – возможно, не так значимы, как неожиданно поразившая наше общество всеобщая депрессия.
Тревожные сигналы начали поступать еще в начале осени, а в конце ноября социологи, психологи и правоохранительные органы забили тревогу: в России начался резкий рост количества самоубийств, причем совершенно однозначно причиной большинства суицидов стал кризис и возникшие в связи с ним негативные ситуации.
Действительно, если взглянуть на статистику, то за последние десять дней по стране прокатилась настоящая волна самоубийств, причем в подавляющем большинстве случаев счеты с жизнью сводили взрослые мужчины – топ-менеджеры, руководители производства или владельцы собственного бизнеса. Большинство суицидов произошло в восточной части страны. Так, только в Новосибирске за один день, 8 декабря, пытались покончить с собой 15 человек. Местные врачи Скорой помощи говорят, что другого такого всплеска они не помнят. Что примечательно: в среднем самоубийцам по 35 лет, то есть они находятся в самом активном, трудоспособном возрасте.
Среди тех, кто покончил с собой октябре-декабре этого года – заместитель руководителя крупного предприятия, брокер, директор мехового ателье, генеральный директор фармацевтической фабрики, известный предприниматель. Причина везде одна и та же: кредиты, долги и отсутствие возможности их выплатить. Кстати говоря, похожая ситуация наблюдается и в США, где тоже возросло количество самоубийств, связанных с кризисом, но там цифры все же существенно меньше наших. Россия вообще занимает одно из первых мест в мире по числу суицидов. Однако делать поспешные выводы о прямой связи уровня жизни с желанием покончить с собой тут не следует, потому что благополучная Япония так же в числе лидеров.
Скорее можно говорить о ментальной реакции общества на определенные внешние факторы. За последние пять лет относительной стабильности россияне привыкли к пусть и не очень быстрому, но все-таки улучшению экономической ситуации и укреплению международного авторитета России. Для нас это очень важно – чувствовать себя частью успешного целого, быть частицей народа-победителя. Ведь до этого мы очень давно не побеждали, зато на нашу страну с восьмидесятых годов одна за одной сыпались беды и несчастья.
Кризис остановил быстрый подъем России. Еще не произошло никаких действительно ужасных для экономики страны событий, еще работает (и есть все основания полагать, что будет работать и впредь) "подушка безопасности" в виде золотовалютных резервов и государственных фондов, но тенденция очевидна. Именно она и вызывает депрессию в обществе. Жизнь страны перешла в привычную для старшего поколения россиян плоскость "борьбы". Мы опять боремся, мы опять воюем, на этот раз – с кризисом. Затягиваются пояса, откладываются планы, сужаются перспективы. От Калининграда до Владивостока надежд на лучшее все меньше и меньше, при том, что общенациональный "иммунитет к плохому" за последние годы во многом утратился.
Кредитная кабала
Еще один весьма важный момент, позволяющий понять причины охватившей страну депрессии – недоверие россиян к кредитным институтам и опасения, связанные с ними. На Западе, где практически каждый дееспособный гражданин живет в кредит, никто не чувствует себя "в ярме", "в кабале". Люди живут полноценной жизнью, не обращая внимание на обязанность иногда в течении многих лет расплачиваться по кредитам. У нас – совсем другое дело. Еще не сложилась "культура кредитования", еще не появились традиций, не сформировалось отношение общества к этому явлению. Зато каждый знает: долги из нерадивых заемщиков "выбивают", существуют "черные списки", есть "нечистоплотные" банки, норовящие обмануть простого человека.
Разве нет всего этого в тех же США? Конечно, есть. Но там негативные проявления воспринимаются спокойно, без излишней драматизации. У нас же теперь многие люди, взявшие в предыдущие годы кредит, постараются как можно быстрее расплатиться и по возможности больше никогда не связываться с этой процедурой.
К чему это может привести? К существенному ухудшению экономического положения отечественных банков и подорожанию нескольких категорий товаров, ранее приобретавшихся в кредит. Кредиторам стоит задуматься над этим и, возможно, пойти на некоторые уступки, снизив свои требования к заемщикам. В конце концов речь зачастую идет о человеческих жизнях...
Бывший средний класс
Поводов для беспокойства более чем достаточно. Бесстрастная статистика фиксирует рост потребления алкогольных напитков, а правоохранительные органы и медики с тревогой ожидают грядущих новогодних праздников, прогнозируя увеличение числа преступлений и отравлений на почве злоупотребления спиртным.
Отмечена и криминализация общества. Все чаще в строках милицейских протоколов фигурируют грабежи, похищения людей, кражи. Растет число нетипичных для России преступлений, таких, например, как вооруженные нападения на банки. Так, 12 декабря неизвестный в маске ворвался в отделение Сбербанка на юго-востоке Москвы, выстрелил из обреза в окно кассы и скрылся. Работники уголовного розыска не исключают, что таким образом находившийся в неуравновешенном состоянии человек мог "отомстить" банку, в котором брал кредит.
Психиатры отмечают увеличение числа обращений за помощью в специализированные заведения. При этом они считают, что психические отклонения сегодня имеет 30 % тех, кто приходит в обычные поликлиники. Глава Научного центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского Татьяна Дмитриева, выступая на Третьем национальном конгрессе по социальной психиатрии в Москве, отметила, что кризис уже привел к росту числа малоимущих, а у них психические расстройства встречаются вдвое чаще, чем у других групп населения. "Может возникнуть порочный круг, когда бедность и отсутствие медпомощи приводят к ухудшению здоровья, в том числе психического", – цитирует врача РИА "Новости". "Изменение материального статуса человека – это колоссальный стресс, – указала Дмитриева. – Вчера человек был представителем среднего класса, а сегодня он лишен многих своих привычек". В этой связи властям России неплохо бы найти время и средства на усиление моральной поддержки собственных граждан посредством телеэфира, газет, радио, дабы помочь россиянам преодолеть ту депрессию, которая охватило сегодня наше общество.
"Греческий огонь"
Реакция на кризис в мире несколько отличается от российской. Именно проявлениями недовольства политикой национальных властей и финансовых международных институтов эксперты считают волнения, происходящие в Греции, где в столице страны уже неделю не прекращаются беспорядки и столкновения анархистов и студентов с полицией. "Греческий огонь" перекинулся на другие регионы Европы – в Данию, Германию и т.д.
Впрочем, нечто подобное происходит и в России, но это единичные случаи. Информационное агентство PrimaMedia сообщило о том, что в ночь на 12 декабря в городе Спасск-Дальний Приморского края группа подростков устроила "классовый" погром, целью которого стали банки, магазины и рестораны. Пострадало как минимум 17 зданий, некоторые из них сожжены.
Акции молодежи в поддержку греческих студентов прошли и в Москве. Около ста человек устроили шествие, пройдя от станции метро "Сокольники" до "Красносельской". Акция не была согласована с городскими властями, однако правоохранительные органы на нее никак не отреагировали.
А 10 декабря неизвестный мужчина пытался поджечь с помощью "коктейля Молотова" здание московского генконсульства Греции, расположенного на Спиридоновке.
Нет худа без добра
В Уставе Вооруженных сил есть такая строчка: "военнослужащий должен стойко переносить тяготы и лишения воинской службы". Конечно, все население России нельзя записать в солдаты, но все же кризис можно сравнить с чрезвычайной ситуацией, когда от каждого требуется стойкость и мужество, чтобы преодолеть ее.
Настрой на победу во многом определяет результат сражения. Социальная активность и жизнелюбие – вот рецепт того, как можно побороть кризис. Пример такого позитивного отношения к кризису можно найти в интервью председателя Совета Федерации Сергея Миронова агентству "Росбалт". Лидер партии "Справедливая Россия" заявил, что Россия должна использовать кризис как стимул к выходу на новый уровень развития. По его мнению, вопрос в том, "какая страна использует кризис для того, чтобы переформатироваться, чтобы начать подниматься". "Это значит – заменить технологическое оборудование, модернизировать процесс производства, поменять какие-то виды производства на иные, перестроить работу", – считает Миронов.
Такая политика вкупе с поддержкой наиболее пострадавших граждан позволит нам не просто преодолеть негативные последствия кризиса, но и выйти из него победителями.
Сергей Волков
Комментарии