Финансовый кризис: где деньгам безопаснее

На модерации Отложенный

Как не парадоксально, но, чем глубже становится кризис, тем больше проблем возникает перед теми, кому к его началу удалось не только скопить порядочную сумму денег, но и уберечь их от «заморозки» на счетах украинских банков. Зато теперь перед счастливыми обладателями достаточно крупной суммы наличных стоит более чем сложный вопрос – как правильно распорядиться этими деньгами, чтобы сохранить свои сбережения во время кризиса.

Вариант 1: пересидеть на мешке с наличкой

С одной стороны – оно так спокойней: деньги – вот они, знай только доставай, да трать сколько нужно для приятной жизни. А если при этом к началу кризиса удалось накопить кругленькую сумму в валюте, так и вообще здорово: каждый день можно фиксировать рост собственного благосостояния в национальной валюте.

Выход, казалось бы, простой и надежный. Если бы не одно, но очень серьезное «но»: деньги (причем – в любой валюте) постоянно дешевеют. Иными словами, их реальная покупательная способность медленно, но верно, снижается с каждым днем – даже в относительно спокойные, с экономической точки зрения, времена.

Так, по подсчетам экономистов, за последние пять лет даже «вечный» доллар утратил до 20-24% своей реальной покупательной стоимости. Чуть меньше потерял в реальном весе евро – 12-15%. Достаточно сильно – на 18-22% – «похудел» английский фунт стерлингов. И только швейцарский франк и японская иена удержались на более или менее приемлемом уровне, лишившись только 7-10% своей реальной покупательной стоимости.

В отношении гривны, к сожалению, подобные исследования пока не проводились, однако самое простое сопоставление цен на основные виды продуктов и услуг (скажем, сентября 2003 и сентября 2008 гг.) дает вполне отчетливое представление о реальной ценности украинской национальной валюты, реальная покупательная способность которой за это время в среднем упала, как минимум, на 60-70%.

И это, подчеркнем, произошло в относительно «мирный» период в жизни мировой экономики. Чего же можно ожидать от мирового кризиса, только «острый» период которого, по самым оптимистическим подсчетам, продлится года 2-3? За это время стоимость любого мешка с наличкой объективно снизится сама по себе. Значит, не смотря на кажущийся риск, деньги на время кризиса лучше вкладывать. Но – во что?

Вариант 2: недвижимость всегда в цене?

До последнего времени с этим тезисом (особенно в Украине) было трудно не согласиться – с начала 1990-х (за исключением небольшого пост-дефолтного промежутка 1998-99гг.) цены на жилье и землю росли бешеными темпами – по 10-25% в год.

Особенно сильно динамика этого процесса ускорилась осенью 2005-го, когда банки, высосав из населения валюту по заниженным с весны того же года ценам, начали раздачу «дешевых» ипотечных кредитов, стремясь переложить собственные риски на плечи украинцев, озабоченных решением квартирного вопроса. Риэлтеры надрывались в призывах: «Покупайте сегодня, завтра будет дороже!»

В результате, к лету 2008 цены на недвижимость в Украине достигли рекордных высот – от 4 500-6 000 у.е. за квадратный метр в элитных районах столицы, до минимальных 950-1 200 за кв. метр. – в новостройках областных центров, распродаваемых даже на этапе вырытого котлована.

Да что там новостройки: спустя почти полвека после обещания Никиты Сергеевича Хрущева показать «кузькину мать» Америке, эта угроза вполне осуществилась – стоимость кв. метра жилья в «хрущевках» столицы и городах- миллионниках Украины достигла 1 300-1 500 долларов (уровень стоимости жилплощади в современных загородных домах «средних американцев»), наглядно продемонстрировав преимущества еще социалистического строительства над американским образом жизни.

И вдруг весь этот бум закончился в одночасье: сворачивание кредитных программ привело к «заморозке» большинства объектов новостроя. Сегодня «счастливые» обладатели квартир в недостроенных домах уже засыпают рынок предложениями об их продаже, стремясь спасти хоть часть вложенных денег.

Вслед за «первичкой» сперва замерли, а затем отчетливо поползли вниз цены и на вторичном рынке – только за последний месяц они, в среднем, снизились на 15 -18% , а после затишья на новогодние и рождественские праздники этот процесс продолжится, постепенно набирая силу, чтобы достичь своего максимума к началу лета 2009-го. Итак, сегодня рынок недвижимости находится в самом начале своего снижения, до дна которого еще далеко, так что выходить на него с инвестициями представляется достаточно рискованным.

Вариант 3: может, все-таки, банки?

Несмотря на то, что руководство Нацбанка на днях начало тиражировать заявления о «переломе» в сознании украинцев, которые (при «замороженных» с первой декады октября вкладах и постоянно падающем курсе гривны) вдруг «поверили» в стабильность банковской системы и понесли деньги обратно на депозиты, верится в эти утверждения слабо.

Во-первых, по словам главы НБУ Владимира Стельмаха, мораторий на досрочное расторжение депозитных договоров так и не отменен, а значит, каждый новый вклад доверчивых граждан будет также заморожен, как и прежний – и это на фоне абсолютно непредсказуемой динамики курса национальной валюты и давней привычке Нацбанка при необходимости «ронять» доллар в ручном режиме.

Во-вторых, опять-таки, не смотря на призывы НБУ к коммерческим банкам «создавать условия, стимулирующие» население к сохранению прежних и внесению новых средств на депозиты, банкиры отнюдь не торопятся повышать ставки по вкладам, чтобы сделать их более привлекательными в глазах украинцев даже с учетом «замораживаемости».

Например, к началу декабря средний уровень ставок по накопительным депозитам на срок до 12 месяцев (включительно) в гривне составил всего 17,18% (+2,2% по сравнению с началом ноября), в долларах – 11,13% (+1,36%) и в евро – 10,06% (+1,36%) годовых.

При этом максимальные ставки в гривне были зафиксированы на уровне 20,0-24%, а минимальные – на уровне 9,75-13,0% (!) годовых – и это при официально признанном уровне инфляции-2008 на уровне 21%! Максимальная ставка в долларах составила 12,5-14,5%, а минимальная – 8,0-9,75% годовых. Верхний предел депозитных ставок в евро за тот же период находился на уровне 12,50-14,05%, а нижний составил 6,0-7,5% годовых. Для сберегательных вкладов на срок до 12 месяцев (включительно) эти показатели составили, соответственно, 17,21% – в гривне (+2,08% по сравнению с началом ноября) 11,06% – в долларах (+1,3%) и 10,09% (+1,22%) годовых в евро.

Единственным по-настоящему существенным просветом на затянутом мрачными тучами банковской жадности депозитном небосклоне стало недавнее (12 декабря) решение Верховной Рады, принявшей запрет на одностороннее изменение банками ставок по кредитам и вкладам (повышение – в первом случае и снижения – во втором). Однако даже подобные гарантии получения доходов по новым депозитам (закон, как известно, обратной силы не имеет, так что со всеми предварительно замороженными вкладами банки смогут вдоволь поэкспериментировать) вряд ли соблазнят владельцев «живых» денег довериться банкам в условиях кризиса.

Вариант 4: найти деньгам работу

Несколько нестандартным, зато достаточно эффективным представляются во время кризиса инвестиции в бизнес. Нет, речь не идет об игре на фондовом рынке – лично или при посредничестве инвестиционных фондов: как известно, с начала текущего года капитализация украинского фондового рынка сократилась на 77% – на 379,2 млрд. гривен и надеяться на реальный доход от вложенных в ПИФы средств сегодня могут лишь безнадежные оптимисты.

Гораздо более надежным и рациональным сегодня представляется вложение средств в живой, действующий бизнес, владельцы которого из-за кризиса либо столкнулись с серьезными затруднениями по оплате ранее взятых кредитов, либо подобных проблем не испытывают, но при этом находятся в нелегком поиске свободных средств на развитие производства или сети продаж, чтобы повысить свою конкурентоспособность.

И в том, и в другом случае, при грамотном выборе партнера и правильной оценке сегодняшнего состояния и перспектив развития данного бизнеса, ощутимую пользу от подобного сотрудничества получат обе стороны: инвестор находит выгодный вариант помещения своих сбережений, а владелец бизнеса получает необходимые ему свободные средства.

Впрочем, кроме поиска стратегического инвестора, владелец компании или предприятия может с максимальной для себя пользой продать бизнес, что бывает необходимо, например, при смене рода деятельности или региона приложения бизнес-потенциала.

Так или иначе, уже сегодня в Украине сложилась обстановка, благоприятная для инвестиций в «живой» работающий бизнес. Во-первых, все больше предприятий малого и среднего бизнеса ощущают давление из-за кризиса, что стимулирует с их стороны спрос на инвестиции. Во-вторых, традиционные пути получения средств (банковские кредиты на развитие бизнеса, займы под залог в кредитных союзах и т.п.) за последние три месяца стали практически недоступными большинству предпринимателей.

И, наконец, в-третьих: рынок уже достаточно наполнен предложениями о полной или частичной продаже предприятий и торговых сетей, однако кризис еще не настолько прижал украинский МСБ, чтобы на торги выставлялись «мертвые» бизнес-объекты,на реанимацию которых пришлось бы потратить слишком много средств, времени и сил (что сделало бы их покупку нерентабельной).

Кстати, все эти особенности в полной мере уже учли наши соседи – бизнесмены из Польши и России, стран, которые пока пострадали от кризиса гораздо меньше Украины. Именно они сегодня активизировали свое проникновение в структуры малого и среднего бизнеса, соответственно, на западе и востоке Украины. Может быть в ближайшее время этот пример подскажет эффективные способы использования свободных средств и нашим соотечественникам… 

Сергей Винниченко