У российской власти есть куда более интересные проекты, чем ее народ
На модерации
Отложенный
Я обычно не читаю сайты политических организаций, к которым я не испытываю симпатии, – просто чтобы не портить себе настроение. В жизни и так много неприятностей. Но на этот раз, собираясь писать этот материал, все же заглянула на сайт молодежного прокремлевского движения «Молодая гвардия Единой России». Как оказалось, не зря.
Пролистывая отчеты о недавних акциях этой организации, набредаю на материал о пикете 1 ноября 2008 года под недвусмысленным лозунгом «Наши деньги – нашим людям!!!» Читаю текст, рассматриваю фотографии. И понимаю, что ДПНИ может спокойно уходить на заслуженный отдых – его дело не только живет, но и побеждает в официальной идеологии (даром что их представителя дружно погнали с пикета – «конкуренты нам не нужны»). Красным цветом в самом начале колонки выделены фразы, наиболее точно отражающие смысл и задачи проведенного пикета: «Пересмотреть и снизить квоты на въезд в Россию трудовых мигрантов! Выдворить незаконных мигрантов на родину! Открыть в регионах России биржи труда, которые смогут обеспечить работой наших граждан, пострадавших от мирового финансового кризиса!»
На фотографиях – приветливые молодые люди с несколькими плакатами незатейливого содержания: один изображает огромный железнодорожный билет «Москва – домой» (видимо, вариации на тему «Yankee, go home!»), на другом начертан лозунг «Порядок на стройке – порядок на улице», на третьем – указание, кому должны идти наши деньги (см. выше).
С этим красноречивым пикетом удивительно гармонично сочетаются недавние заявления ряда депутатов-«единороссов» (в том числе и господина Исаева) с требованиями понизить миграционные квоты на 2009 год на 30 %. Напомню, что ранее ФМС России решила их увеличить вдвое по сравнению с текущим годом. Паника эта, неожиданно всколыхнувшая ряды «Единой России», связана с финансовым кризисом, который, по мнению «единороссов», сократит количество рабочих мест.
Однако же давайте оставим в стороне иррациональные страхи и попробуем трезво разобраться в проблеме.
Хорошо известно, что сейчас Россия, как это ни прискорбно, пожинает плоды катастрофического роста смертности и падения рождаемости, начавшихся в конце 80-х и продолжающихся по сегодняшний день. Доля лиц трудоспособного возраста стремительно снижается, и до 2016 года темпы этого снижения будут только нарастать1. Как ни старается власть, даже сегодня никак не удается добиться положительного прироста населения: по неумолимым оценкам международных экспертов2, темпы естественного прироста в России на 2008 год составляют – 0,3 %. Таким образом, с сегодняшних 142 млн человек уже к 2025 году население сократится до 129 млн. Эту ситуацию можно оплакивать – но нельзя не признавать ее реальности и того, что никакие меры по стимуляции рождаемости не окажут существенного влияния на изменение демографической ситуации в России в ближайшие лет 50.
К сожалению или к счастью – неважно, но по демографическим показателям и экономическим требованиям (ведь Россия, кажется, собиралась удваивать ВВП?), нашей стране объективно необходимы трудовые мигранты. Тем не менее, призывы ставленников сегодняшней власти свести миграционные квоты к минимуму или даже приостановить выдачу виз трудовым мигрантам становятся все популярнее.
Но давайте по порядку. Откуда взялось намерение Федеральной миграционной службы увеличивать миграционные квоты? Выяснилось, что в 2007 году миграционные квоты были установлены в размере 6 миллионов разрешений в год, что было почти равносильно их отмене. В результате трудовые мигранты могли спокойно въезжать на территорию Российской Федерации и устраиваться здесь на работу, не боясь задержаний и депортаций. В следующем, 2008 году чиновники спохватились и понизили квоты до 1828 тыс. разрешений. Однако, по словам заместителя министра Минздравсоцразвития Максима Топилина, этой квоты не хватило. Квоты были исчерпаны уже к концу мая – что, впрочем, эксперты предсказывали с самого начала. Это стало приводить к увеличению теневой миграции и всяческим иным затруднениям. В результате правительству в октябре пришлось спешно принимать постановление об увеличении разрешенного размера заявок до 3383 тыс. человек. На 2009 год квоты установили в размере 3977 тыс. человек. Топилин считает, что это позволит удовлетворить заявки регионов.
По сути, сокращение квот приводит лишь к одному – к увеличению незаконной миграции и возрастанию числа нелегальных рабочих. Так, по данным Федеральной миграционной службы, на состояние 1 сентября сего года в столице трудятся 1,6 млн мигрантов, а зарегистрированы – 6,9 млн! Значит это, скорее всего, очень простую вещь – остальные пять с лишним миллионов человек – это «нелегалы». Нелегальный же труд мигрантов – это и коррупция, и нарушения санитарно-гигиенических норм, что чревато эпидемиями, и рабское положение работников. Так что все восклицания Андрея Исаева о том, что сокращение квот поможет уменьшить поток иностранных рабочих и устранит опасность подпасть под гнев гастарбайтеров из-за утраты ими рабочих мест в нелегкую годину финансового кризиса, лишены логики.
Вообще в отношении трудовых мигрантов в народном сознании существует целый ряд мифов. И сегодняшняя власть успешно их эксплуатирует.
1. Миф первый. Гастарбайтеры занимают рабочие места коренных жителей. Так, по сообщению начальника отдела информации Московской службы занятости Андрея Гринберга, в обрабатывающей промышленности Москвы работает 2,3 % иностранцев, в строительстве – 16 %, в оптово-розничной торговле – 10 %, в транспортной сфере – 8,3 %, в сфере оказания коммунальных услуг – 7,5 %. При этом сейчас в Москве около 7 млн рабочих мест, а квота на иностранцев – около 300 тыс., поэтому гастарбайтеры не могут перехватить у москвичей рабочие места. Правоту службы занятости подтверждает и глава комитета межрегиональной связи и национальной политики мэрии Москвы Алексей Александров. По его словам, Москве не хватает специалистов: сегодня в городе 140 тыс. невостребованных вакансий, но жители других регионов России не хотят идти на низкооплачиваемую, по их меркам, работу. Председатель Совета Федерации Сергей Миронов также считает, что своих рабочих рук стране не хватит как минимум в ближайшие лет 10–20. «В 2008–2020 годах в России планируется реализовать примерно 700 крупных инвестиционных проектов. Реализация только 150 самых крупных, по замыслу, создаст к 2020 году 3,2 млн рабочих мест, а с учетом сектора услуг – 7 млн. Между тем в России нет даже десятой доли необходимого числа свободных рабочих рук», – подчеркивает председатель Совета Федерации.
2. Миф второй. Среди гастарбайтеров высок уровень преступности. Однако, по заявлению начальника Управления по делам соотечественников Федеральной миграционной службы Евгения Маняткина, среди иностранцев, пребывающих на территории Российской Федерации, уровень преступности не превышает уровня преступности среди российских граждан: «Если мы встречаем сообщения о том, что приезжие совершают большее количество преступлений, например, в Москве, то речь идет не об иностранцах, а о тех людях, которые приезжают в Москву, в том числе и гражданах Российской Федерации. Поэтому те данные, которые есть у ФМС по количеству преступлений, совершаемых иностранцами, ни в коей мере не выходят за тот уровень преступности, который есть среди граждан РФ. Можно смело сказать, что существенного ухудшения криминогенной обстановки в связи с прибытием на территорию РФ иностранцев нет».
3. Миф третий. Гастарбайтеры выводят капиталы из страны временного проживания (молодогвардеец М. Руднев на пикете 1 ноября: «…во время финансового кризиса даже российским рабочим негде работать, а мы кормим граждан других стран, которые вывозят деньги к себе домой, то есть за рубеж»).
По данным все той же Федеральной миграционной службы, вклад мигрантов в ВВП России составляет не менее 50 млрд долларов в год, что для 2007 года превысило 3,8 % ВВП. То же, кстати, касается и стран ЕС – да и вообще всего мира. Так, по оценкам правительства Великобритании, мигранты, проживающие на территории Англии, в 1999–2000 годы внесли в бюджет 4 млрд долларов, то есть сумма, заплаченная ими в виде налогов и сборов, намного превышает стоимость полученных ими «выгод». И если в 1999–2000 годы вклад мигрантов в «общественный кошелек» Британии составлял 8,8 %, то сегодня (в 2007 году) – уже больше 10 %. В масштабах всего мира трудовые мигранты отсылают домой в среднем 13 % своих доходов, а оставшиеся 87 % тратят в той стране, где в данный момент проживают. Вклад трудовых мигрантов в экономики стран-хозяев по миру в целом превышает 1 трлн долларов!
* * *
В России ситуация, в сущности, не сильно отличается от таковой в развитых европейских странах: там естественный прирост коренного населения – тоже давно уже величина отрицательная и единственный способ заполнить имеющиеся вакансии и, главное, поддерживать темпы экономического роста – приглашать на рабочие места иностранцев4.
Так, по мнению ряда экспертов, экономика и сфера коммунальных услуг Соединенного Королевства оказались бы в коллапсе без мигрантов, а в Испании в 2005 году 25 % доходов в жилищном строительстве обеспечено благодаря трудовым мигрантам, для которых возведено более 170 тыс. новых домов5.
Кстати, едва ли не самую успешную миграционную политику проводит Республика Ирландия (одна из самых динамично развивающихся европейских стран). И, несмотря на то, что иностранцы нанимались в ней на работу с 1999 года и на 4 млн коренного населения одних только польских рабочих-строителей там 40 тысяч, в Ирландии очень низок уровень безработицы, а средний уровень зарплат за 2005 год вырос на 7 %.
Можно, конечно, оправдывая ограничение миграции, действительно сослаться на экономический кризис и предположить, что многие проекты будут свернуты или заморожены, и количество рабочих мест уменьшится. Однако повторюсь: Россия пока не собирается отказываться от своих амбициозных проектов, в том числе международных, равно как и от стремления сократить экономический разрыв с европейскими странами, для чего ей понадобится много рабочих рук. Кроме того, не надо забывать, что строительство мигрантами объектов для офисов, торговых центров, банков, больниц, учебных заведений создает рабочие места в большой мере именно для коренных жителей – а эти рабочие места в период кризиса ох как пригодятся!
И, наконец, самое главное. Сегодня в мире мы видим удивительную кооперацию разных стран в борьбе с кризисом. Так, недавно, по сообщениям Reuters, лидеры стран Центральной Америки договорились о создании единой региональной валюты и введении общих паспортов. Как заявляют главы центральноамериканских государств, такое объединение поможет им с наименьшими потерями пережить нынешний глобальный финансовый кризис. Можно, конечно, сказать, что Россия гораздо сильнее Гондураса и сама справится – однако экономически мощные Франция и Германия тоже предпочитают кооперацию и объединение усилий. Так отчего же Россия, как только замаячила угроза экономического кризиса, первое, что начинает делать, это отгораживаться от стран СНГ и других своих ближайших соседей? Такое впечатление, что Россия больна шизофренией: с одной стороны, она хочет не допустить прихода Соединенных Штатов в Восточную Европу и Центральную Азию и стремится утвердить свое влияние в этих регионах, с другой – делает все, чтобы максимально разъединить наше некогда общее экономическое пространство и, таким образом, ослабить себя и экономически и политически. Переживаемый сегодня глобальный экономический кризис – это в некотором смысле «момент истины», проверка на зрелость, барометр, показывающий, чего стоит на самом деле та или иная страна. Для России кризис мог бы быть прекрасным шансом объединить бывшее советское пространство, а заодно и отдельных участников Восточного блока в сильный экономический и политический надгосударственный союз, который в перспективе мог бы стать одним из геополитических полюсов мира. Но, похоже, России этого не надо – ей проще позакрывать границы и позволить передохнуть себе и соседям поодиночке. Конечно, привлечения трудовых мигрантов из соседних стран недостаточно для превращения России в настоящего регионального объединителя. Скорее это пока лишь эгоистическая эксплуатация нищих соседей. Но вышвыривание мигрантов на их «родину» и запирание границ значит и вовсе безнадежную и бесперспективную самоизоляцию России, низведение ее до уровня узконационалистического провинциального государства.
Каковы могут быть совместные антикризисные меры стран СНГ и их ближайших соседей – тема отдельной статьи. Здесь же важно подчеркнуть, что максимально дружественное финансово-экономическое взаимодействие государств на пространстве бывшего Советского Союза и открытые границы значительно усилили бы Россию перед лицом надвигающихся проблем и способствовали появлению реального центра влияния в Евразии.
* * *
Впрочем, полагаю, для некоторых наших политиков общественное мнение гораздо важнее объективных экономических и политических интересов России. Так, согласно опросам, проводившимся Левада-центром, доля россиян, выступающих за ограничение притока мигрантов, составляет порядка 57 % – и эта величина в последние годы имеет тенденцию к нарастанию6.Так что, полагаю, призывы Андрея Исаева и ряда его коллег не имеют ничего общего с заботой о российских тружениках. С одной стороны, это популизм, желание потрафить ксенофобски настроенной части общества и таким образом сохранить популярность и избраться на следующий срок, не озадачиваясь реальной работой. С другой стороны, это та самая попытка отыскать национальную идею, о которой я уже писала в заметке «РНЕ не нужно – когда есть РПЦ». И методы для этого используются любые, в том числе и такие нечистоплотные, как явное и завуалированное разжигание этнической, религиозной и прочей розни. Видимо, таким хотят видеть путь формирования национальной идентичности многие действующие политики.
Постстскриптум Националистические и ксенофобские настроения имеют причиной, как правило, материальную и социальную неудовлетворенность людей – ну, помимо, нашей злобной природы, понятно. К сожалению, самый простой ответ на вопрос, кто виноват в его проблемах, рядовой гражданин чаще всего отвечает: чужие! Однако…
Глядя на нашу российскую глубинку, даже не обязательно сильно удаленную и глухую, понимаешь, что спивающееся или разбегающееся в «столицы» население, плохие дороги и отсутствие инфраструктуры – это вовсе не следствие того, что мигранты отбирают у русского человека «хлеб насущный». По трезвом размышлении совершенно очевидно, что проблема – в полном отсутствии интереса у власти (и местной, и федеральной) к жизни обычных людей. В отсутствии желания проявить хоть какую-то инициативу и создать рабочие места для местных жителей в виде сельских пекарен, молокозаводов, больниц и школ, для строительства которых, конечно же, пригодились бы и руки «иностранцев». Более того, все прекраснодушные мечты о рабочих местах и инфраструктуре в провинции выглядят, как правило, совершенной «маниловщиной». Потому что пекарни, конечно, властям и бизнесу строить нерентабельно, дороги чинить – дорого и трудно, а сельские школы выгоднее закрыть и автобусы с детьми по ухабам пустить в райцентр – пусть безработные учителя как хотят, так и крутятся. Ибо есть у власти российской куда более интересные и перспективные проекты, чем ее страна и народ. Так имейте мужество признать это, господа депутаты, а не подогревать и без того нарастающую ксенофобию. Не надо, пожалуйста, «стрелки переводить».
Елена Шварц
Комментарии
Сами ответили - высказались, А всех остальных заткнули!?? А эти люди,КСТАТИ, не дурнее вас в иных обсуждениях высказывались.
И женщина автор или заказная статья - это к делу не относится...
Дамочка попыталась объяснить, что рабочих у нас не хватает!?Да может это и не совсем так.. Но нельзя не согласиться с тем, что не каждый из наС -коренного населения будет делать ту работу, на которой работают приезжие. Это факт!! И что тут говорить. Квоты там, не квоты - это политика ЧИН-КАРМАНА. Сделали меньше квот - какие-то чиновники незаплаченные в казну налоги покладут к себе в карман. Вот и всё.... К совести взывать?? Это у кого? у депутатоФФ? У чиновников? А вы у них спрашивали... Они о таком\"органе\" не знают...
- Нет, это вариации на тему \"Чемодан-вокзал-Россия\", бывшую очень популярной среди, например, казахских националистов (см. Проект АПН) года два назад, когда была объявлена программа переселения в Россию (2007 год).
2. Вы хорошо осведомлены, что любая \"наша-ваша\" власть , находится под \"старшей\" властью, которая к нашему государству, как бы не причастна.
3. Умничать \"цифирями\" не надо, которых никто проверить не в состоянии, тем более, что они не верные априори.
А насчет государственных границ, дам Вам свою рекомендацию. Откройте двери своей квартиры - квартиры Елены Шварц - настежь и дайте большое объявление.
\"Я, злобная Елена Шварц, впускаю в свою квартиру наводить чистоту и порядок абсолютно всех, пока я буду мыться в ванной\"