Микрочип с генетической информацией с Земли останется в космосе
На модерации
Отложенный
12 октября 2008 года к Международной космической станции (International Space Station, ISS) стартовал экипаж 18-й основной экспедиции. Это запуск не был «рядовым» и приковал к себе внимание СМИ всего мира по нескольким причинам.
Во-первых, это был сотый полет корабля серии «Союз» с экипажем на борту с начала его эксплуатации в 1967 году, а к круглым датам у нас в стране — да и во всем мире — отношение особое. Даже «чертова дюжина» в названии корабля никого не испугала. Во-вторых, это полет очередного, шестого космического туриста — американского миллионера Ричарда Гэрриота (Richard Garriott), известной личности в мире индустрии компьютерных игр. Ну и в-третьих, впервые в истории на орбите должны были встретиться представители космических династий двух стран — России и США. Ричард Гэрриот — сын бывшего астронавта NASA Оуэна Гэрриота (Owen Garriott), и его на МКС «ждал в гости» сын российского космонавта Александра Волкова — Сергей Волков. Оба они совершили посадку в одном спускаемом аппарате «Союза ТМА-12» 24 октября в казахстанской степи. Во время нашей беседы после посадки Гэрриот рассказал о себе немало интересного.
Так уж повелось, что космические туристы — это люди, для которых полет в космос стал логичным продолжением их земной деятельности. Все предыдущие пятеро туристов — Деннис Тито (Dennis Anthony Tito), Марк Шаттлуорт (Mark Shuttleworth), Грегори Олсен (Gregory Olsen), Анюше Анзари (Anousheh Ansari) и Чарльз Симоньи (Charles Simonyi) — люди высокопрофессиональные, которые добились больших высот в своей карьере и с детства стремились осуществить свою мечту.
Ричард Гэрриот не стал исключением: пусть он не пошел по стопам отца и не стал астронавтом (не прошел отбор по зрению), он накопил достаточно средств и осуществил свою мечту детства.
Он родился 4 июля 1961 году в Кембридже (Великобритания), однако вырос в городе Нассау-Бэй (Техас, США). Ричард считает, что его судьбу определили три важных события. Первое — это знакомство с миром «фэнтези». Однажды сестра дала почитать ему книгу Толкиена (John Ronald Reuel Tolkien, 1892–1973) «Властелин колец», которая произвела на юношу большое впечатление, и тот страстно увлекся этим жанром. Второе событие — это выход в 1974 году настольной ролевой игры (также в стиле фэнтези), которая называлась Dungeons & Dragons (в переводе с англ. «Подземелья и драконы»). Там были те же самые гномы, орки, эльфы и драконы, что и во «Властелине колец». Для участия в игре ему и самому нужно было придумать прозвище, и он воспользовался кличкой, данной ему техасскими мальчишками за его британский акцент — Lord British, господин Британец. Прозвище за ним закрепилось — и теперь под этим именем мир узнает легендарного персонажа нашумевшей компьютерной игры, надолго ставшей бестселлером.
Третьим знаковым событием стало первое знакомство с компьютерами. Это были ещё не те персональные компьютеры, которые сейчас имеет каждый из нас, а мейнфреймы — их правильное название Big Irons (универсальные ЭВМ больших размеров). На подобных машинах будущий «король компьютерных игр» начал проводить свои первые опыты. Программировать он тогда почти не умел и учился по специальным печатным изданиям, в которых публиковались маленькие фрагменты компьютерных программ. Для программирования на школьном компьютере использовался Basic. Позже Ричарду пришлось освоить Fortran, Assembler и C++, который используется и по сей день.
Знакомство с космосом не стало для него каким-то особым событием. Его детство прошло в окружении людей, которые самым непосредственным образом были связаны с космонавтикой. Разумеется, в первую очередь это был его отец. Кроме этого, их семья жила неподалеку от Хьюстона, где располагается американский Центр управления полетом. Во дворе маленький Ричард играл с ребятами, чьи родители также были астронавтами или работали в NASA. Само собой разумеется, что эта тема для разговора была у всех на устах.
Первой игрой Ричарда стал Akalabeth. Игра, в которой главный герой господин Британец побеждает злого волшебника Мондейна, подчинившего себе дотоле славную и спокойную страну Акалабет, увидела свет летом 1980-го. Её создатель работал в то время в магазине розничных продаж ComputerLand. На этой игре он разбогател в достаточной степени, чтобы оплатить свою учебу: осенью этого же года он поступил в Техасский университет в Остине (University of Texas at Austin). Но он так его и не закончил: бросил в какой-то момент, чтобы иметь возможность полностью посвятить себя бизнесу. И ни разу об этом не пожалел: по его собственным словам, те знания, которые он добыл сам, и те навыки, которые приобрел самостоятельно, гораздо больше ему дали и помогли в жизни, чем все, узнанное в школе или университете.
В 1983 году Ричард вместе с братом Робертом и отцом основали компанию Origin Systems. Примерно в те же годы вышла в свет Ultima — одна из лучших и наиболее успешных игр из всех, когда-либо им созданных. В последующие годы у нее появились и новые версии — Ultima II, Ultima III… серию завершила Ultima Online — прообраз многопользовательских ролевых онлайн-игр (MMORPG). Она позволяла с помощью Интернета играть в одну и ту же игру большому числу игроков.
В 1992 году Гэрриоты приняли важное решение: объединить Origin Systems с крупным и известным разработчиком компьютерных игр Electronic Arts. Им хотелось полностью контролировать сбыт своей продукции на рынке и составить достойную конкуренцию более крупным компаниям.
Однако в то время в Electronic Arts не были уверены, что новое направление в разработках (онлайн-игры), которое предложил Гэрриот, станет популярным и востребованным на рынке. Они считали, что успех бестселлера Ultima Online состоялся лишь потому, что это было «продолжение истории»… Поэтому в этих условиях Ричард вместе со своей командой разработчиков создали новую компанию под названием Destination Games, которая тоже не избежала процесса слияния: вскоре она объединилась с корейской фирмой NCsoft, руководство которой сумело разглядеть большие перспективы онлайновых игр, которыми занимался Ричард. Побывав в космосе, Гэрриот одним движением прекратил свое участие в создании новых компьютерных игр, отошел от всех дел, связанных с этим бизнесом, и удалился в свое имение.
Свой дом в Остине Гэрриот называет «имение Британия» (Britannia Manor).
Это одновременно и замок, и обсерватория, и музей. Дизайн дома уникален: внутри много помещений — как жилых, так и музейных, — есть гроты с водопадом, бассейн, секретные подземные ходы… Есть тут и специализированные кабинеты — небольшие индивидуальные лаборатории для изучения химии, медицины, ядерной физики, астрономии… В доме большая коллекция средневекового оружия — клинки, арбалеты, рыцарские доспехи… Словом, это действительно средневековый замок, как снаружи, так и изнутри — поистине мечта поклонника фэнтези!
Ричард Гэрриот — коллекционер со стажем. Например, в его коллекции находятся две копии первого советского искусственного спутника Земли (ИСЗ). Первую он купил у одного человека, который иммигрировал в США сразу же после распада СССР. А вторую, более детализированную копию, приобрел на аукционе eBay. Кстати, как он позже выяснил — она является не макетом, а полетной моделью и поэтому представляет для коллекционера особую ценность.
Есть в этой коллекции и экспонат, находящийся за пределами Земли, — это советский «Луноход-2». По техническим причинам перевезти его на Землю и поместить за стекло в нужном месте экспозиции пока не представляется возможным. Однако, вероятно, именно это и объясняет ту выгодную цену, по которой Гэрриот его приобрел: всего $68,5 тыс. Сделка состоялась в 1993 году, и все соответствующие документы ему прислали из России.
В том же 1993 году Гэрриот инвестировал средства в только что созданную компанию Zero-G, которая сейчас предоставляет желающим услуги по совершению так называемого «полета на невесомость» в специально оборудованном самолете. Ещё одной компанией, которую он поддерживал финансово, стала SpaceHab — на ней изготавливаются модули для грузовых отсеков шаттлов. У Гэрриота даже был амбициозный бизнес-план: не грузы возить на МКС с их помощью, а людей. В NASA ему отказали, но это не отразилось на его желании поддерживать компанию. Мысль о развитии космического туризма давно уже владеет американским предпринимателем из семьи астронавтов. Он давно уже входит в совет директоров компания Space Adventures — первого «туроператора», который предлагает заинтересованным людям «билеты» в космос.
Один из первых «билетов» Ричард Гэрриотт приберег для себя, и, по его словам, полет в космос полностью оправдал все его ожидания. «Вообще МКС — это одна большая „квартира“, со множеством оборудования, и первое, что мне пришло в голову: „Как же можно среди всего этого жить?“. Трудно понять, где верх, а где низ… И, как оказалось, каждая поверхность на борту станции — это и пол, и стенка, и потолок. Пришлось привыкать к этим новым условиям. Прежде всего, на уровне чувств и ощущений», — говорит он теперь.
В жизни на орбите дала себя знать космическая семейная традиция. В свое время Оуэн Гэрриот, отец Ричарда, разыграл сотрудников Центра управления полетами в Хьюстоне. Он взял с собой магнитофон и кассету, на которой записал голос жены. В ЦУПе был человек, который задавал «правильные вопросы», а она как бы из космоса отвечала на них. Он также сделал фотомонтаж из её фотографий, сделав их «космическими». Кроме этого, Оуэн взял с собой стикеры (наклейки) с логотипом их миссии, только была изменена картинка с «мужской» на «женскую», и вместо имен астронавтов по периметру были написаны имена их жен.
Ричард повторил и продолжил шутку своего отца: он снял маму на видео в специальной студии на Земле и, смонтировав это видео, сделал его «космическим» — как будто его мама разговаривает с ним, находясь на борту МКС. Эта сцена была встречена громким смехом экипажа!
Но шутки шутками, а цели в полете у Гэрриота были серьезные. Кроме различных амулетов, фотографий и других вещей, он доставил на орбиту «Диск бессметрия» (Immortality Drive) — это компактный микрочип, на котором собраны оцифрованные ДНК известных людей и информация о самых значительных достижениях человечества. Например, там есть код ДНК Стивена Хокинга, знаменитого астрофизика, автора «Краткой истории времени». Одна из последних книг Хокинга — «Секретный ключ Джорджа ко Вселенной» — была выполнена вместе с его дочерью Люси и по ее замыслу. Ричард Гэрриот взял экземпляр книги с собой в космос, поставил на ней печать МКС и по возвращении вернул авторам.
На «Диске бессмертия» хранятся данные о геноме некоторых известных людей из шоу-бизнеса, музыкантов и программистов, а также — всех участников новой онлайновой игры Tabula Rasa. В ней главный персонаж выступает уже не как господин Британец (Lord British), а как генерал Британец (General British). Сюжет игры разворачивается в будущем.
«Диск бессмертия» — логичное следствие кредо Гэрриота: по его убеждению, расшифровка генома человека — это одно из самых важных направлений, которым человечество сейчас занимается. «Получив 100-процентный код ДНК, можно будет создавать новые лекарства, вакцины от многих болезней и т.д. Это будет настоящий прорыв, революция в науке, — сказал он. — Но мы должны получить этот геном как можно быстрее и как можно дешевле. И именно поэтому был объявлен конкурс Archon X-Prize: команда, которая сможет расшифровать геномы ста человек в течение десяти дней, получит приз десять миллионов долларов. И Стивен Хокинг является одним из советников этой программы».
Космическое путешествие обозначило важный перелом в жизни Гэрриота. Его выход из компьютерного бизнеса был отмечен открытым письмом генерала Британца, размещенном 11 ноября на официальном сайте онлайн-игры Tabula Rasa. Обращаясь к сообществу своих «солдат», Гэрриот от лица своего персонажа сообщил о принятом решении покинуть свой пост в компании NCsoft. «Полет в космос стал для меня незабываемым опытом, породившим некоторые новые интересы, на которые я хочу тратить свое время и ресурсы», — сказал Гэрриотт. А десять дней спустя и вся его компания объявила о прекращении интерактивной поддержки игры с 28 февраля 2009 года. Чем именно бывший компьютерный гений будет заниматься дальше, пока остается загадкой. Но учитывая, что на его решение повлиял космический полет, можно предположить: его дальнейшая деятельность будет каким-то образом связана с космонавтикой. Хотя кто знает…
Павел Шаров
Комментарии