Пожилым одиноким человеком в России сегодня быть опасно
На модерации
Отложенный
Пожилым одиноким человеком в России сегодня быть опасно, однако иногда даже близкие родственники не в силах прийти на помощь. В стране сформировалась мощная индустрия, делающая деньги на смерти наших стариков. Не всегда эта смерть естественная.
Мы публикуем отклик на «личный опыт» нашего читателя «Нашу квартиру хотел отнять муниципалитет». – ред.
У моей бабушки выманили квартиру в центре Москвы, воспользовавшись ее тяжелым заболеванием и отсутствием внука.
Речь идет о так называемой «пожизненной ренте». Схема такова: приобретаешь квартиру, в которой живет живой человек, платишь ему небольшие деньги ежемесячно, а после его смерти квартира переходит в твое распоряжение. На Западе, в частности, в Англии, где я работаю, это называется «lifetime mortgage» или «ипотека наоборот». Занимаются этим банки, страховые и финансовые компании, которые жестко регулируются правительством.
В России, судя по шквалу публикаций в прессе, это обернулось безнаказанным притеснением стариков. Испытать это мне пришлось на собственной шкуре - мою 80-летнюю бабушку с тяжелым диагнозом, воспользовавшись моим отсутствием в Москве (живу за рубежом), обработали и заставили подписать подобный договор – хотя какая может быть рента в таком возрасте?
Как выяснилось позднее, в том же присмотренном дельцами сталинском доме пытались обрабатывать всех стариков, живущих отдельно от детей.
Бабушка была на учете в онкологическом диспансере, принимала лекарства – и ее выследили.
К услугам системы «гробовой ренты» наводчики-оборотни в различных службах, наводящие на одиноких пенсионеров, врачи поликлиник, ДЭЗы, нотариусы, адвокаты – если честно, не хочу даже знать, кто еще.
Обработка может длиться годами – для этого работают специально нанятые люди.
Если дети не живут со своим пожилым родителем, или их просто нет, некому поставить заслон этой психологической атаке. Рано или поздно старик сдастся давлению. И тут – какая удача – появляются люди, которые и приготовят договор (бесплатно!), и оплатят справки из ЖЭКа, и приведут доброго нотариуса на дом.
Только поставь подпись, жалкий старичок. Так попалась моя бабушка.
Нужно ли говорить, что платить даже копеечную ренту они «забывали» по полгода, счета за квартиру не оплачивались в срок (а вдруг умрет «досрочно»?), не говоря уже о состоянии квартиры, которую в последний раз ремонтировал еще мой прадед, получивший ее за работу на оборонном заводе в войну (за мои деньги бабушка что-то делать категорически отказывалась).
Расчет дельцов прост – в теории старик может потребовать расторжения договора по суду, если вторая сторона не исполняет обязательства. На практике пожилой человек не хочет ни с кем связываться. А рентная челядь при каждой встрече дает понять, что их начальник – «ого-го какой человек – у него руки длинные».
И старики, конечно, боятся затевать суд с молодым наглецом, который «может сделать что угодно».
Так и получилось с моей бабушкой – на издевательства жаловалась, но дать непорядочному «покупателю» по рукам боялась. Сталинское поколение, что поделаешь. А когда в телефонном разговоре с ней я пообещал срочно приехать (и даже попросил для этого внеочередной отпуск, что по здешним меркам просто невообразимая наглость) и разобраться с этим безобразием, она вскоре при странных обстоятельствах попала в больницу, где и скончалась…
Кроме естественного возмущения таким варварским способом выуживания денег и собственности у стариков, у меня и моей семьи после этой истории осталось глубокое чувство недоумения моральными качествами счастливых получателей бесплатных квартир.
Помочь умирающему человеку в больнице, пока родственники в дороге – это не для них. Помочь нам с похоронами – еще чего! Связаться с ними было невозможно ни бабушке, просившей хотя бы выплачивать ренту в срок, ни нам после ее смерти.
Наконец, подождав какое-то время, объявились, сменили замки и начали с визгливым хамством качать права. Оказывается, это мы бесплатно храним «свои вещи» в «их квартире»! И получим ли мы наши вещи, решат они.
Первым делом квартирные рейдеры разломали и выкинули еще прабабушкино пианино - так удобнее расчищать квартиру. Вторым делом – выставили её на продажу.
Новым хозяином стал не отец большого семейства, не вынужденные переселенцы, не бесквартирный военный – это можно было предположить, учитывая те пару тысяч долларов, которые они выплатили. «Покупателем», к моему удивлению, оказался управляющий одного московского информационного агентства, позирующий в глянцевых журналах со счастливой улыбкой.
Таким людям мало их заработанных денег – им подавай еще и бесплатные квартиры в центре Москвы. Выбив подпись беспомощного старика под договором, «хозяева жизни» в следующую же секунду начинают качать права и кричать, что теперь это их собственность. Собственность их, а старики-ветераны, беспомощные или бездетные пенсионеры – лохи, слабаки, быдло. Их можно и нужно прессовать.
Применительно к ситуации с жильем и моему конкретному случаю, хочу поделиться своими выводами.
Если вы нуждаетесь в жилье, а ваши заработки еще не достаточно высоки, ипотека в России – это не лучший выбор.
В Британии – возможно, здесь ставки по ипотеке невысокие, а жульническая рента – вне закона. За своих английских стариков (ветеранов Той Войны!) при всех сетованиях на молодое поколение, общество встанет горой – даже если нет детей и близких.
А сами «плательщики ренты» находятся под надзором FSA, британского финансового регулятора, контролирующего банки, биржи, страховые компании и брокеров. В конце концов, это действительно «ипотека наоборот» со всеми вытекающими.
Поэтому найдите старичка, заплатите ему его гроши ($1-2 тысячи в год), за которые он вам будет всю жизнь благодарен, платите регулярно несколько лет. Поменяйте ему кран на кухне и утеплите окна. Раз или два в год попросит отвезти его на машине к врачу и на дачу - это же не очень сложно? Если квартира приобретается не для наживы, можно ведь обойтись и по-человечески.
Если старик проживет 5 или 10 лет, Вы заплатите никак не больше одной трети от стоимости этой квартиры. А ипотеку Вы будете платить полжизни по скачущим ставкам, возможно, в иностранной валюте. Которую (ипотеку) во время кризиса можно и не получить.
А несколько тысяч долларов, которые были выплачены моей бабушке (и это сейчас, а не в начале девяностых), за 5 лет найдет каждый.
Комментарии