Госдума показала, где присяжным не место
На модерации
Отложенный
Законопроект о выведении из юрисдикции суда присяжных дел по терроризму, шпионажу и организации массовых беспорядков Госдума одобрила на пленарном заседании в пятницу. Соответствующий документ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам противодействия терроризму» принят в итоге дискуссии во втором чтении 10 декабря, сегодня его в окончательном третьем чтении поддержали 355 депутатов, 85 было против, передает наш корреспондент в Думе Лев Файнберг.
Перед обсуждением Елена Мизулина потребовала вернуть законопроект во второе чтение. Председательствующий Борис Грызлов отказался это сделать и пояснил, что возврат во второе чтение производится либо по инициативе комитета, либо по требованию фракции, представляющей большинство в Госдуме. По его словам, он мог бы согласиться с предложением, если бы оно было оформлено как инициатива фракции, а не единоличная позиция депутата. Спикер напомнил, что позиция фракции может быть высказана перед голосованием в третьем чтении.
Выступая по мотивам голосования, Елена Мизулина обратилась к совести депутатов, это последняя возможность отклонить этот закон, он неконституционен. Когда суд присяжных появился в 1864-м году, это был способ борьбы с мздоимством суда и мордобитием. Как можно отменять суд присяжных, если люди не доверяют суду.
В выступлении от ЛДПР Владимир Жириновский заявил о поддержке Мизулиной, но затем сказал о проблемах суда присяжных и о политическом экстремизме на Украине и в Греции. «Лучше перебор небольшой в противодействии экстремизму, чем личная свобода», — считает Жириновский. Он считает, что большевики подхватили власть, а разрушали ее депутаты Государственной думы.
Коммунисты не поддерживают закон, сообщил Виктор Илюхин. «Мы понимаем, что суд присяжных — дело трудное и хлопотное, но если мы его закрепили в Конституции, то Конституцию надо соблюдать», — предупредил депутат. По его словам, в таком случае «тройки» при МВД были бы комфортнее. «Уважаемые господа! Задумайтесь, куда вы ведете Россию!» — сказал Виктор Илюхин.
От «Единой России» выступил один из авторов закона, председатель комитета по безопасности Владимир Васильев. По его словам, нет ни одного приговора суда присяжных на территории Осетии. «Я не хочу, чтобы еще раз террорист вышел на свободу», — сказал Васильев. Он опроверг утверждения о массовости дел в судах присяжных, в 2006 году было всего 40 приговоров, в 2007 — 48, в т.ч.
за организацию вооруженных формирований осужден 1, за государственную измену — 2. По ряду статей осужденных не было.
По замыслу авторов, закон направлен на повышение эффективности мер предупреждения терроризма, усиление ответственности за совершение террористических актов. В Уголовном кодексе предлагается увеличить срок наказания по ст. «Терроризм» по преступлениям, которые повлекли гибель человека, — лишение свободы на срок от 15 до 20 лет или пожизненное лишением свободы. Ст. «Захват заложника» и «Диверсия» дополняются новыми составами преступлений — деяния, которые повлекли гибель человека и причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных тяжких последствий. Ст. «Укрывательство преступлений» получает новую редакцию: «заранее не обещанное укрывательство преступлений, предусмотренных ст. „Контрабанда“, „Содействие террористической деятельности“, „Захват заложника“, „Организация незаконного вооруженного формирования и участие в нем“ и ряд др. — наказываются штрафом до 150 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 1-го года, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо исправительными работами на срок от 1 до 2 лет; заранее не обещанное укрывательство особо тяжких преступлений — наказывается штрафом в размере от 200 до 500 тыс. руб. или в размере зарплаты или др. дохода осужденного за период от 1-2 лет, либо арестом на срок от 3 до 6 мес., либо лишением свободы на срок до 2-х лет; не подлежит уголовной ответственности лицо за заранее обещанное укрывательство преступления, совершенного его супругом или близким родственником».
В Уголовно-процессуальном кодексе уточняется состав суда при рассмотрении уголовных дел о тяжких и особо тяжких преступлениях («Террористический акт», «Захват заложника», «Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем», «Массовые беспорядки» и др.), предусматривается их рассмотрение коллегией из трех судей федерального суда общей юрисдикции (ранее — судьей федерального суда и коллегией из 12 присяжных заседателей).
Следователи прокуратуры в законе «О противодействии терроризму» включаются в состав субъектов, осуществляющих противодействие терроризму.
Комментарии