Россия: \"пряника\" все меньше, а \"кнута\" все больше

На модерации Отложенный

У Путина и Медведева проблемы – результатом может стать возврат к авторитаризм.

Могущество и популярность Владимира Путина в России строились на примитивной политической модели, пишет Джеймс Марсон, колумнист The Guardian: "большой пряник и большой кнут". "Пряником" стал бум потребления, подкрепленный доходами от нефти, "кнутом" – авторитарный контроль за политической жизнью и СМИ, которые описывают происходящее в стране в розовых тонах, связывая все успехи с Путиным и виня за все беды западные страны и "демократию времен Ельцина".

Кризис ударил по России и поставил под угрозу ее политическую модель, продолжает автор. Золотовалютный запас "похудел" на четверть, рост ВВП замедляется, в следующем году, возможно, придется говорить о дефиците бюджета. Согласно недавнему опросу, 20% работающего населения столкнулось с увольнениями, урезанием или задержкой зарплаты. "Пряник" Путина стремительно тает.

Да и "кнут" выглядит не так убедительно, отмечает Марсон. Контроль над телевидением хорош, когда "картинка" похожа на реальность. Приуменьшить опасность кризиса куда труднее, хотя пока удается обвинять во всем США и табуировать слова "кризис" и "крах". Но как поверить, что кризиса нет, когда твоего друга увольняют, тебе самому урезают зарплату, а соседа выгоняют из дома за неуплату ипотеки? Кремль мог воспользоваться ростом и стабильностью для проведения реформ, но не сделал этого.

Раньше "вертикаль власти" называла Путина ответственным за все успехи; теперь ситуация изменилась на прямо противоположную.

Неясно, как общество будет реагировать на кризис, говорится далее в статье. Что скажет новый средний класс, потеряв должности, машины и отпуска за границей? Захотят ли эти люди новых экономических и политических реформ? Недавно политолог Евгений Гонтмахер вызвал переполох, опубликовав в издании "Ведомости" статью "Сценарий: Новочеркасск-2009", сообщает Джеймс Марсон. Новочеркасск, поясняет автор, это город, где демонстрация рабочих против повышения цен привела к массовому расстрелу в 1962 году. "Ведомостям" за публикацию статьи было вынесено предупреждение от соответствующего федерального органа по надзору над СМИ.

Другим примером, полагает автор, можно считать реакцию на призыв московского мэра Лужкова вернуться к прямым выборам губернаторов. В ответ президент Медведев предложил всем недовольным подать прошение об отставке. Это может стать тревожным звоночком – никто не знает, сколько продлится кризис и как далеко он зайдет. Тем временем Путин и Медведев рискуют попасть в ловушку собственной политической модели – "пряника" будет все меньше, а, значит, "кнута" все больше, заключает Марсон.

Джеймс Марсон