Северная Корея начала движение к коммунизму
На модерации
Отложенный
Движение Северной Кореи обратно к военному коммунизму наиболее отчетливо заметно в сфере экономики, где с июля 2002 года проводилась своего рода "новая экономическая политика". Она, в частности, узаконила стихийно открывавшиеся по всей стране так называемые фермерские рынки. Вопреки названию, на них разрешалось продавать не только сельхозпродукцию, но и все виды потребительских товаров, включая импортные. Цены диктовались спросом. Одновременно началась индексация заработной платы населения в соответствии с уровнем инфляции. Эти меры помогли быстро насытить внутренний рынок товарами первой необходимости, в то числе продовольствием. Китайский импорт с успехом заменил то, что в КНДР перестало производиться после распада системы экономической взаимопомощи. Создалось впечатление, что страна встала на путь реформ и модернизации.
Однако 22 апреля 2004 на небольшой железнодорожной станции Ренчхон произошел сильный взрыв. Погибли более 140 человек, более тысячи получили ранения. Незадолго до взрыва через эту станцию проследовал бронированный поезд Ким Чен Ира, и северокорейские спецслужбы заподозрили покушение на любимого руководителя. По одной из версий, причиной взрыва стало детонирующее устройство, прикрепленное к цистерне с горючим и приведенное в действие звонком с мобильного телефона. Уже через несколько часов после катастрофы правительство КНДР прервало телефонное сообщение с другими странами и конфисковало все мобильные телефоны, находившиеся в частном пользовании у граждан. Иностранные туристы также вынуждены сдавать таможне все устройства спутниковой связи — мобильные телефоны, радиомодемы и GPS. Сегодня мобильной связью в Северной Корее могут пользоваться лишь сотрудники иностранных миссий и аккредитованные журналисты.
Этот шаг нанес первый удар по мелкому и среднему бизнесу в стране: основными пользователями крайне дорогих в КНДР мобильных телефонов были предприниматели, представляющие интересы кооперативов.
Вторым ударом стала введенная с прошлого года строгая регламентация государством работы фермерских рынков. Специальным указом правительства от 3 июля 2007 года по всей стране из продажи на рынках были изъяты любые носители электронной информации. Удар явно наносился по свободному распространению видеопродукции, которая контрабандой массово завозилась в страну через Китай. Южнокорейская поп-музыка и телесериалы становились все более доступны населению. Остановить "идеологическую диверсию" могли лишь карательные меры. Покупка чистых CD и DVD в КНДР стала возможной лишь за свободно конвертируемую валюту. А поставленный под жесткий контроль репертуар записанных на дисках фильмов и музыки свелся к северокорейской и советской классике.
В октябре 2007 года, во время второго межкорейского саммита в Пхеньяне, стало очевидно, что Ким Чен Ир нездоров. В ноябре-декабре 2007 года его шурин Чан Сон Тхэк был назначен на созданный специально для него пост первого вице-директора Трудовой партии Кореи по надзору за силами госбезопасности, милиции и судами. Сразу после этого он отправился в командировку в приграничные с Китаем районы, чтобы навести там порядок и разогнать "спекулянтов" и "контрабандистов".
В начале 2008 года продолжились атаки на рынки. Женщинам моложе 50 лет запретили заниматься частным предпринимательством. Эта мера повлекла за собой первые протесты. Например, в марте в городе Чхончжин состоялась многотысячная демонстрация женщин, возмущенных запретом на частное предпринимательство. Однако благодаря принятым Пхеньяном быстрым контрмерам в массовые беспорядки они не переросли.
Каждую осень в Северной Корее жителей городов сгоняют в сельскую местность для сбора урожая. В этот период в городах закрыты кинотеатры, рестораны и другие общественные места. Однако в этом году в период сбора урожая впервые сократились и часы работы фермерских рынков: они открывались лишь на несколько часов в день после обеда. 6 ноября 2008 года кабинет министров КНДР принял постановление N61, согласно которому начиная с нового года рынки в стране будут работать один раз в десять дней — 1-го, 11-го, и 21-го числа каждого месяца.
Точно такая же система существовала в Корее в Средневековье. Во времена династии Ли (1392-1910 годы) торговля была уделом низших социальных классов и всячески ограничивалась королевскими указами. Неудивительно, что такая экономическая политика в конце концов ослабила страну, сделав ее легкой добычей японских колонизаторов. И сейчас Северная Корея стремительно возвращается в привычное состояние. Будет разрешено существовать лишь некоторым элементам рыночной экономики, которые помогают стране держаться на плаву. Северокорейский вариант НЭПа уходит в прошлое. Зато быстро возвращаются централизованное экономическое планирование и карточная система распределения.
Все это может удивить тех, кто ожидал, что КНДР откроется миру и превратится в страну с переходной экономикой. Но еще летом 2004 года северокорейские экономисты на закрытых встречах с иностранными коллегами говорили, что возврат прежней системы неминуем. Видимо, они уже тогда понимали, что неизбежное ухудшение здоровья Ким Чен Ира с течением времени будет способствовать усилению консервативных сил. Однако то, что очередное ужесточение произошло именно сейчас, во многом объясняется переменами в Южной Корее.
В начале года к власти на Юге пришло консервативное правительство. Президент Ли Мен Бак еще во время предвыборной кампании заявлял, что считает ненужными многие из совместных проектов межкорейского сотрудничества.
Практические действия не заставили себя ждать. Специальные экономические зоны в КНДР с участием южнокорейского капитала, на создание которых ушло целое десятилетие, стали закрываться одна за другой. 11 июля 2008 года на курорте совместного использования в горах Кымгансан от пули северокорейского военнослужащего погибла южнокорейская туристка. Среди ночи 53-летняя домохозяйка Пак Вон Чжа зачем-то пыталась проникнуть в запретную и тщательно охраняемую зону. Северная Корея извинилась, но не разрешила южнокорейской полиции провести детальное следствие. Южная Корея в ответ приостановила поездки на курорт на неопределенное время.
Наверняка смерть туристки была не более чем трагическим недоразумением, однако инцидент прекрасно вписывался в общую тенденцию, направленную на сворачивание контактов между Севером и Югом. На этом фоне ужесточение правил сухопутного перехода через демилитаризованную зону (ДМЗ) с 1 декабря по инициативе КНДР также выглядит вполне естественным. Теперь пересекать границу можно будет лишь 6 раз в день вместо прежних 19 раз, а размер групп, перемещающихся через ДМЗ, сокращен с 500 до 250 человек. От этого неминуемо пострадает еще один совместный проект — Кэсонский индустриальный парк, расположенный всего в 60 км к северу от Сеула. Если эта специальная экономическая зона и уцелеет, влияние на нее Южной Кореи существенно сократится. Ежедневные автобусные туры из Сеула в Кэсон и железнодорожное сообщение между Югом и Севером уже прекратились.
Очевидно, что в сворачивании межкорейских отношений повинны и осторожничающий и все реже дающий о себе знать Ким Чен Ир, и упрямый и несговорчивый Ли Мен Бак. "Политика солнечного тепла", которую проводили его предшественники, так и не смогла выманить северокорейцев из их идеологического панциря. А южные корейцы оказались недостаточно терпеливы, чтобы дождаться от этой политики каких-либо существенных результатов. Сегодня настроение в Пхеньяне и Сеуле изменилось настолько, что мир и экономическая стабильность на Корейском полуострове снова оказались в опасности. Север считает, что Юг нарушил взятые на себя во время саммитов 2000 и 2007 года обязательства способствовать национальному примирению и сотрудничеству. А Юг обвиняет Север в нарушении прав человека и разработке ядерных программ. По сути, действия обоих правительств возвращают полуостров к ситуации, имевшей место до подписания Договора о ненападении и денуклеаризации Корейского полуострова в декабре 1991 года. Новый стимул к переменам в Северной Корее возникнет лишь тогда, когда Южная Корея найдет в себе силы прислушаться к трезвым призывам оппозиции пересмотреть северокорейскую политику и снова взять курс на улучшение отношений с Пхеньяном.
В откате Пхеньяна на консервативные позиции в значительной степени повинны и американцы. В течение последних лет на сложнейших шестисторонних переговорах по северокорейской ядерной проблеме сторонам все же удалось заключить несколько важных соглашений, в соответствии с которыми Пхеньян отказался от ядерных амбиций в обмен на экономическую помощь и исключение из списка страны-спонсора терроризма. Но Вашингтон несколько раз нарушал свои обязательства и обещания, касающиеся улучшения двусторонних отношений и снятия санкций. В августе, например, конгресс США отказался вычеркнуть КНДР из списка стран-террористов. Все это наносило сильнейшие удары по сторонникам либеральной линии в северокорейском руководстве.
И сейчас, несмотря на принципиальное согласие Пхеньяна с планом ядерного разоружения, северокорейские силовики создают всевозможные преграды для его реализации. Этим объясняется, в частности, и нежелание властей КНДР разрешить международным инспекторам взять пробы на северокорейских ядерных объектах для их детальной проверки за пределами КНДР. Более того, судя по всему, отказываться от единственной оставшейся козырной карты в игре на выживание — атомной бомбы — Пхеньян в ближайшее время не собирается. Поэтому странам, участвующим в шестисторонних переговорах, нужно быть готовыми к разным неожиданностям. Например, в условиях, когда Япония уклонилась от выполнения взятых на себя обязательств по поставке мазута, а активисты южнокорейских антипхеньянских группировок, несмотря на уговоры своего правительства, продолжают засыпать Север компрометирующими ее лидера листовками, КНДР может потребовать исключить из списка участников переговоров Японию и Южную Корею. В этом случае о продолжении переговоров по ядерной проблеме в прежнем формате можно будет забыть.
Не исключено, что после смены администрации США КНДР попытается наладить отношения с новым президентом Бараком Обамой, который сразу после победы на выборах дал понять, что готов вернуться к политике сотрудничества с Северной Кореей, которую в последние годы своего правления проводил демократ Билл Клинтон. Пхеньян давно мечтает установить доверительные отношения с Вашингтоном. Если это удастся, идея многосторонних переговоров о ядерной проблеме изживет себя. КНДР будет договариваться с США напрямую, как это было, пока республиканцы не выиграли выборы в США в 2000 году и не отказались от ведения двусторонних переговоров с КНДР. Прошедшие с тех пор восемь лет оказались безвозвратно потеряны для Северной Кореи. Эксперимент с неудавшейся реформой стал тяжелым поражением для либеральных сил в этой стране.
Леонид Петров
Комментарии