Кризис в России - это кризис путинской модели государства
На модерации
Отложенный
Почему-то все говорят, что в России финансовый кризис. Мне это кажется странным. Представьте себе наркомана, который вынес из дома все, лишился работы, потерял жену, а его спрашивают, в чем твоя проблема, и он отвечает: «Денег нет». Денег на то, чтоб ширнуться, конечно, нет. Но не это проблема наркомана. Отсутствие денег – это следствие его проблемы.
В России – не финансовый кризис. Финансовый кризис – в США. Финансовый кризис был в России в 1998 году. Кризис в России сейчас – это кризис путинской модели государства. А любой кризис означает переход системы в новое качество.
Как была устроена экономика России последние годы? А очень просто. Задайте себе вопрос: можно ли носить воду в решете? Ответ: можно, если сверху воды вливается больше, чем выливается.
Весь российский государственный аппарат за последние несколько лет был переделан из инструмента управления государством в инструмент защиты права верхов совершать ошибки и преступления. Цена этих ошибок для власти в условиях нефтяного изобилия была равна нулю. Государство могло творить любую глупость, «Газпром» мог делать самые невероятные вещи – а в следующем квартале цена на газ взлетала еще на 30%.
Казалось, что у нас создан уникальный строй – строй, в котором вода в решете удерживается волшебной волей В. В. Путина. А она держалась не силой воли Путина. Она держалась потому, что вливалось в решето больше, чем выливалось.
Что будет происходить?
Во-первых, в том, что касается финансовых рынков – государство не может удержать доллар в стране. Если оно поднимает учетную ставку, в системе расчетов образуется тромб. Если оно опускает учетную ставку, резервы уходят на Запад. Впрочем, они уходят на Запад и так, потому что не может быть золотовалютных резервов там, где нет государства. Государство – это институт поддержания доверия между людьми. Если нет института поддержания доверия, а есть инструмент отъема денег – деньги уходят на Запад.
Объем обязательств в российской экономике остался прежним, а объем активов – сократился. Что это означает? Либо активы должны снова вырасти (что нереально), либо начнутся неплатежи. В условиях паралича расчетной системы неизбежно, как в 1994–1998 годах, возрождение неплатежей как квазиденег, используемых для взаимных расчетов. То есть возрождение ситуации, когда по расчетной цепочке перемещаются не деньги, а их отсутствие. Серьезные деньги убегут на Запад. В России останутся неплатежи – деньги, которые на Запад убежать не могут.
Во-вторых. Что делали российские олигархи в последние годы? Ответ: они платили налоги в Стабфонд, занимали недостающие деньги на Западе и покупали на них активы на Западе же. На словах эти люди поддерживали режим Путина, но то, как они распоряжались своими деньгами, и есть их объективная оценка режима.
Что это означает в условиях кризиса? Национализацию компаний. «Норильского никеля» в первую очередь. «Евраза», «Русала». Но важна не национализация, а последствия. Мы знали, как работает советская экономика, а как работает путинская экономика? Ответ: она работает так, что в «Газпроме» закредитованность возрастает за три года в три раза и себестоимость – тоже в три. То есть «Газпром» только с точки зрения экономики является чем-то, что добывает газ. С точки зрения финансовой он является черным ящиком по перекачке западных кредитов на непонятно чьи счета.
То есть путинская экономика – это не социализм и не капитализм. Это социализм в производстве и капитализм в потреблении. Это когда все издержки ложатся на государство, а прибыль уходит на личные счета. Долго ли просуществуют такие предприятия, когда сверху в решето не льется?
И третье. Состояние российской экономики определяется не только соотношением активов и обязательств. Оно определяется еще и аппетитами чиновников. Проблема заключается в том, что объем активов уменьшился, а объем аппетитов чиновников остался прежним. Что это означает? Это означает рост доли взятки в каждом заработанном рубле.
С неизбежностью это приведет к резкому росту преступности. Рано или поздно бизнес, особенно мелкий, сообразит, что в условиях тотального распада государства вымогателей легче отстреливать, нежели им платить.
Та модель государства, которую мы имеем сейчас, очевидно неустойчива. Те малые свободы – например, свободный интернет – которые можно было позволить населению, пока решето было полно воды, становятся опасными, когда решето опустеет. Та критика в адрес врагов, США, НКО, проклятых либералов, мешающих обретшей величие России встать с колен, бледнеет перед тем, что мы услышим в их адрес, когда на этих врагов придется натравливать голодные толпы на улицах.
Вряд ли кризис каким-либо образом скажется на популярности В. В. Путина. Нищета еще никогда не была препятствием для диктатуры. Как сказал в свое время Рузвельт, диктатуры делаются из голодных и безработных. После того как вода из решета вытекла, почти неизбежно его превращение в диктатуру.
Юлия Латынина
Комментарии
500млрд $ долгов же оттуда?
Главное - и те, и другие строили некие интституции. Создавали правила игры и играли по ним.
Потом начинали понимать, что нищий рвьртяга - это НЕВЫГОДНО. Начинали делать работяг позажиточнее - хотя бв и кредитами.
Потому - \"давно уже в раю теперь не рай, но - ад, а рай чертей в аду уже построен!\" (с) Высоцкий
Все же любят Путина. Все же любят стабильность. Все же любят свои сто сортов колбасы.
И потом, какие-нибудь трусы Пугачевой интересуют народ куда больше, чем Путин.
Его действительно любят - достаточно посмотреть это самое видеообщение премьера с народом - люди только на него и надеялись.
Просто, при всем накопившимся у людей против Путина раздражает, что именно он, почему-то, крайний. Вот каку Сталин единолично угробил миллионы, так Путин единолично все продал, все развалили и все похерил. Такое впечатление, что просто срочно изыскивают стрелочника.
Какая идиллия, честное слово. Откуда только выкопали-то такое определение, из какой утопии...
Видимо, поддержание доверия относится к \"централизованному управлению обществом\".
Но именно с этим-то у нашего государства - полный успех. Все управляются \"на ура\".
Наступил вечер и Андрей засел за свой ящик. Побегал по сайтам. Везде одно и то же. Финансовый кризис. Наступающая безработица. Кто-то уже запасается макаронами…
Побегал ещё, попалась статья «Кризис в России – это кризис путинской модели государства». Абзацы пробежал глазами и уперся в словосочетание «учетная ставка».
Вчера сдал экзамен по бухгалтерскому учету, ничего не мог вспомнить про учетную ставку, но её изменение, оказывается, как-то влияет на движение финансов, а, следовательно, и кризисные явления с ней связаны. Поковырялся в древнем, старше его, финансово-кредитном словаре издания 1988 года и ничего не нашел.
- Финансы и кредит начнут читать в следующем семестре. Узнаю. Впрочем, отца надо спросить...
Приснился какой-то странный сон. Попал, как ему показалось в 1927 год. Пионеры, почему-то в черных галстуках маршируют под барабаны, а на них бросаются голодные собаки и методично отрывают от каждого из них по куску мяса.
- Фу, ты, бред! – пробормотал проснувшись.
И тут медленно и нудно стало вспоминаться.
…Два года назад в зимние каникулы отец с матерью настояли, чтобы он съездил в гости к дяде Коле, родному брату отца. Ехать не ...
Прям апокалипсис устроили, ни одной позитивной новости.
Я тут уже высказывался по поводу \"чем больше говорите про кризис, тем больше он есть\".
Вы раздуваете кризис, как ФРС раздула доллар и сами об этом не подозреваете.
По-моему теперь кризис переизбытка информации настигает СМИ.
http://www.polit.ru/news/2008/12/10/defender.html
и http://dni.ru/polit/2008/12/9/155086.html
http://www.compromat.ru/main/latynina/zaschitnik.htm - Во время войны в Южной Осетии в эфире \"Эха Москвы\" Латынина называла российских солдат \"вражескими войсками\".
Выводы Вы можете делать сами.