Телевизионный юмор в промышленных дозах калечит неустойчивую психику

На модерации Отложенный

Случилось страшное: канал НТВ запустил собственное юмористическое шоу под названием "Ты смешной!". Говорят, хорошо смеется тот, кто смеется последним. Канал НТВ засмеялся - а точнее, заржал - последним в ряду своих собратьев по эфиру, неустанно, много лет подряд осваивающих эту поистине золотую жилу: телевизионный юмор. Увы, народная мудрость по поводу отменного качества смеха того, кто делает это последним, не сработала. Как сказал один из ведущих нового шоу, открывая проект, "я нахожусь в самом эпицентре смеха - в точке ржи". Еще точнее было бы сказать "над пропастью во ржи (рже?)", но, кажется, это будет не по-русски, хотя и слова "ржа" в значении "бездумный, животный смех" в русском языке нет. Впрочем, что значит нет? Теперь будет.

Происходящее в студии напоминает "Аншлаг" в интернате для умственно отсталых. Нет, вы меня неправильно поняли: не выездное заседание "Аншлага" в означенном заведении, а представление, устроенное собственными силами пациентов, насмотревшихся по телевизору юмористических программ.

Я знала, что к добру это не приведет. Понимал это и главврач Маргулис из знаменитой песни Высоцкого, который на Канатчиковой даче телевизор запретил. Он, правда, оберегал своих пациентов от передач о всяких непознанных явлениях, а смех же, как всегда считалось, лечит. Шоу "Ты смешной!" доказывает обратное: телевизионный юмор в промышленных дозах калечит неустойчивую психику пациентов, то есть зрителей, вызывая у них навязчивые идеи. Прежде такие люди представляли себя Наполеонами - теперь мнят Петросянами, Гальцевыми, Галкиными, Еленами Степаненко и Воробей. И вся эта веселая компания, сменив больничные халаты и пижамы на концертные костюмы, ломанулась на шоу "Ты смешной!".

Четыре вечера, в течение которых я добровольно, хотя и по профессиональной обязанности, смотрела этот нескончаемый "пир духа", чуть было и меня не свели с ума - столько неадекватных людей сразу, над которыми ухахатываются двое ведущих и надрывает животики публика, я, честное слово, еще никогда и нигде не видела!

Среди участников преобладают пожилые люди - доморощенные (по версии программы - народные) юмористы, пародисты, частушечники, мимы. Все они, словно и впрямь из одного богоугодного заведения, нелепейшим образом одеты и причесаны. И все отрабатывают свою минуту славы по полной программе (а на кону, между прочим, миллион рублей, что заставляет квалифицировать шоу как особо циничное: молодым-то вольно срамиться, а вот стариков нестерпимо жалко).

Пенсионер с мушкетерскими усами поет на радость публике веселую "казачью" песню: "Молодая девушка, уху я варила. Сваху я, сваху я, сваху я кормила".

Старушка в парике, то и дело сползающем ей на лоб, еле справляясь с одышкой, исполняет, пританцовывая, эротические частушки собственного сочинения: "Что вы, девки, не поете, я старуха, я пою! Что вы, девки, не даете, я старуха, я даю" (поверьте, я выбирала самое целомудренное из богатого репертуара частушечницы).

Дама с белыми кудельками, наряженная почему-то в мужской костюм, читает "Талантливо кастрированную оду рекламе": "К нам в трусы спешит реклама всенародно объявить: что помыть, что освежить, что заткнуть, что укрепить".

Пожилой, страдающий ожирением дядька выкрикивает сатирические куплеты на злобу дня: "Коррупция и взятка/ - Для власти это сладко./ А я отвечу кратко:/ "Давай ей вырвем матку", - после чего по просьбе ведущих обнажает жирный торс, становясь похожим на грудастую бабу с усами.

Застенчивая, напоминающая сельскую учительницу женщина читает сочинения в стиле японских хокку: "С ночного вернулась. А мой с другой в кровати. Где же уснуть мне?"

Беззубый старикан изображает пробуждение вулкана на Камчатке: плюется, шипит, брыкается, топает ногами, размахивает стулом над головой.



Еще один пенсионер демонстрирует "гражданскую поэзию" собственного разлива, видимо, выражающую сокровенные народные чаяния: "Едет брокер на "Тойоте", бизнесмен на "Форде". Эх, догнать бы на трамвае. Надавать по морде".

Попадаются и молодые: один отрок изображает плевок верблюда. Другой - по спецзаказу ведущих - старика-стриптизера и старика-гея (представьте характерные движения Майкла Джексона в исполнении толстого неуклюжего парниши, пародирующего старческую пластику, и вас почти гарантированно ожидает спонтанное очищение организма).

Задача участников шоу "Ты смешной!" на первом этапе конкурса - рассмешить ведущих. Ведущие - выходцы из "Комеди Клаба", выступающие под псевдонимами, буквально угорают над несчастными, заставляя их принимать еще более нелепые позы и читать еще более похабные вирши. Публика рыдает от смеха. Не над остроумием выступающих, разумеется, а над ними самими - жалкими, бездарными, безголосыми, беззубыми, лысыми, толстыми, картавыми. Да и кто бы сомневался! Канал НТВ не только высвободил задавленное прежде в недрах народного сознания и бытования юмористическое творчество, но и легитимировал возможность публики безнаказанно поржать над убогими, что в общем-то всегда считалось признаком дурного воспитания, но к чему безотчетно стремились особи, сполна не удовлетворившие эту потребность в школе, в пионерлагере, в лагере, в армии.

Профессиональным же юмористам, пожалуй, будет даже полезно посмотреть это шоу - своего рода кривое зеркало, в котором они при желании могут увидеть самих себя, а также многое понять про своих зрителей, которым они якобы беззаветно служат. Зрители благодаря им уже дошли до той "точки ржи", когда, по большому счету, не имеют значения ни качество юмора, ни уровень актерского мастерства, ни тем более драматургия представления: штаны на сцене снял, слово из трех букв произнес, плюющегося верблюда показал - публика твоя.

На прошлой неделе в программе "Временно доступен" Дмитрий Дибров спросил у гостя - Гарика Мартиросяна, не видит ли он опасности превращения в Петросяна? И юморист, явно считающий себя интеллектуалом среди прочей братии по цеху, с грустью резюмировал, что страна во многом не готова к его юмору, зато вся страна готова к "Кривому зеркалу". Но в "Кривом зеркале" (это уже я говорю) хотя бы не матерятся. Впрочем, интеллектуал Гарик вместе с возвышенным Дмитрием Дибровым признали мат в программах "Комеди Клаба", как и шутки ниже пояса, "высшим проявлением искренности". Жаль, что, когда снималась программа "Временно доступен", в эфире НТВ еще не было шоу "Ты смешной!". Они бы увидели такое "проявление искренности" (под умелым, кстати, руководством коллег Мартиросяна по "Комеди Клабу"), которое может присниться разве что в страшном сне. И это зеркало им льстит?

"Что случилось с российским юмором? - поинтересовался в своей программе и Владимир Познер у Геннадия Хазанова. - Как будто весь российский народ превратился в стадо баранов, а большинство юмористов - сексуально озабоченные люди". 

"Мы не имеем права лишать людей того продукта, который они готовы воспринимать, - печально и обреченно ответил артист. - Дозировать можно было бы более строго. Количественно - перебор. Забыли о том, что существует мера приличия, воспитания, традиций. Юмор может так же отравить, как просроченное лекарство или продукты".

Шоу "Ты смешной!" доказывает правоту мэтра. Отрава подействовала. Противоядия нет. Хотя, с другой стороны, может, оно и не нужно? И, может, для кого-то сегодня, особенно во время кризиса, это счастливый выход - оказаться в заветной точке ржи. Пусть и над пропастью.

Ирина Петровская