Плюсы и минусы российской стратегии на Кавказе
На модерации
Отложенный
Страна только тогда считается достойной, когда защищает своих граждан. Эту аксиому, может быть, не следовало вспоминать, если бы не ряд обстоятельств, последовавших после отражения грузинской агрессии на Южную Осетию. Тогда в бой за Цхинвал были брошены бойцы батальона чеченского спецназа «Восток» , базировавшегося в Гудермесе.
Под руководством Героя России комбата Сулима Ямадаева батальон сыграл важную роль, не только выбив, вместе с другими подразделениями, агрессора из Цхинвали, но и совершив бросок к Гори. Были перерезаны коммуникации противника. «Грузинские военные убегали от нас в трусах», – цитировала подробности этого натиска пресса. Часть бойцов батальона «Восток» после боев была представлена к награждению орденами Мужества и медалями «За отвагу»…
Но, как сказал классик, «Кончен бал – и скрипку в печку!». Недавно зам. главкома сухопутных войск генерал-полковник Владимир Молтенской объявил о решении Министерства обороны упразднить легендарные чеченские батальоны «Восток» и «Запад». Бойцы двух эфективных и полноценных антитеррористических подразделений, по сути, выброшены на улицу – только 200 человек будут оставлены в двух создаваемых вместо батальонов ротах. Остальные, как в песне: «бери шинель, иди домой»…
Не является секретом, что роспуска чеченского спецназа упорно добивался глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров. Ему не нравилось, что батальоны «Восток» и «Запад», подчиненные ГРУ Генштаба, оставались последними в республике силовыми структурами, состоящими из чеченцев, но не подконтрольными президенту республики. К тому же, костяк «Востока» составляли сторонники влиятельного клана Ямадаевых, позиционировавшего себя как самостоятельную силу. Что, разумеется, было не по нраву Кадырову, претендующему на полноту власти.
Но если с амбициями в Чечне почти ясно, то неясно с моральными обязательствами России. Когда-то писатель Сент-Экзюпери сказал: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Перед братьями Ямадаевыми у Федерации долг иного рода. Их невозможно было приручить или купить – эти влиятельные гудермесские командиры, которые, сражаясь на стороне Масхадова и Басаева и занимая генеральские посты в армии Ичкерии, добровольно перешли на сторону России.
Стоит напомнить, что в те годы Россия с трудом удержала Чечню, и переход влиятельного клана Ямадаевых на сторону федералов был весомой гирей на качавшейся чаше весов. Осенью 1999 года, во время второй чеченской войны, Ямадаевы без боя сдали российским властям Гудермес. С этих пор они не давали повода усомниться в их верности России. За что семья расплатилась многочисленными покушениями на неё и кровью.
5 марта 2003 года был убит один из братьев, командир чеченского спецназа Минобороны РФ Джабраил Ямадаев. Спустя две недели президент России Владимир Путин посмертно присвоил ему звание Героя России. В 2004 году такое же звание Путин дал второму брату из семьи Ямадаевых – Руслану с формулировкой: «За мужество и героизм, проявленные при исполнении служебного долга в условиях, сопряженных с риском для жизни».
Возглавивший после гибели Джабраила чеченский спецназ, на базе которого был создан батальон «Восток», третий брат Сулим Ямадаев был представлен к званию Героя России в 2005 году за эффективные рейды бойцов его батальона против боевиков.
Когда мы говорим о союзниках на Северном Кавказе, нам следует понимать, что примирение в Чечне потребовало амнистии для многих людей, в том числе боевиков, которые не вели войну в белых перчатках и, возможно, повинны в крови.
Достаточно взглянуть на бородачей в окружении президента Кадырова и чеченском МВД – когда-то они бегали с автоматами в горах за деньги арабских шейхов, но потом поняли, что лучше служить за деньги федералов в силах правопорядка. Но как Париж стоит обедни, так стабильность в Чечне стоила прощения боевиков, про которых мы тактично молчим, веря, что руки иных ничем не испачканы.
В этой связи вдвойне странным выглядит предъявленное Герою России Сулиму Ямадаеву обвинение в убийстве десятилетней давности. Известно, что убитый в 1998 году Бацаев покушался на будущего комдива и при задержании кого-то ранил. В 2000 году ответственность за инцидент взял на себя подчиненный Ямадаева Ильяс Такуев, и дело считалось закрытым до апреля нынешнего года. Но 14 апреля ямадаевский кортеж не уступил на перекрестке дорогу кортежу охранников президента Рамзана Кадырова. Для зревшего конфликта достаточно было этой искры. На брата комбата, Бадруди Ямадаева, завели уголовное дело по статье за «применение насилия в отношении представителя власти», а сам комбат-Герой России вскоре был обвинен правоохранительными органами, подконтрольными Кадырову, по крайней мере, по трем уголовным делам и дважды объявлен в федеральный розыск.
Согласимся, что, может быть, дыма не бывает без огня – тем более на воюющем Кавказе при накале страстей. Но хотелось бы знать, почему одиннадцать лет назад уголовное подозрение 1998-го года против Сулима Ямадаева не помешало российским генералам принять помощь братьев Ямадаевых по сдаче Гудермеса. И почему сейчас Россия, как отработанный пар, сдает былых друзей на Северном Кавказе, когда они начинают, по-видимому, мешать политическим торгам центра?
И дело не только в том, что российская Фемида вдруг начинает действовать по подсказке следственных органов Чечни, а Минобороны – расформировывать боевые батальоны и увольнять гвардии подполковников с золотой Звездой Героя на мундире.
Недавно уволенный из армииСулим Ямадаев, уехавший из Гудермеса в Москву, сообщил прессе, что – по его информации – за ним чеченская прокуратура посылает спецгруппу из 12 человек: «…как бы для моего ареста, но у них задача живым меня не брать. Они хотят сделать так же, как с Мовлади Байсаровым: его спецотряд расформировали, самого его объявили в розыск, а потом специальная команда расстреляла его на Ленинском проспекте…»
У Сулима нет иллюзий насчет кавказских конкурентных методов – его брата, тоже Героя России Руслана Ямадаева, бывшего депутата Госдумы РФ, киллер застрелил 24 сентября с.г. на Смоленской набережной в Москве, когда тот остановил машину у светофора. Произошло это, кстати, накануне обсуждения доклада с просьбой разобраться в ситуации с батальоном «Восток» на коллегии Минобороны, где и должен был выступить старший брат Сулима Руслан.
Из-за этой стрельбы репутация столицы подпорчена – мало кто верит, что без сговора с высокой московской «крышей» или спецслужбами хоть одна спецгруппа с кавказской лихостью может произвести показательную ликвидацию оппонента чуть ли не у стен Кремля.
Но еще более странная репутация у страны, которая ничего не гарантирует людям, поверившим в неё и протянувшим ей руку помощи. Даже тем, кому сама дала высокое звание Героя… Обязана ли России в нынешних условиях сохранять какую-то мораль в отношениях с Кавказом? Или можно так: поиграл на кавказских скрипках – да в печку их…
Владимир Давыдов
Комментарии