Рецессии в нашей экономике пока нет, но темпы роста сильно замедляются

На модерации Отложенный

Как сообщил в среду Росстат, рост выпуска продукции и услуг в России за октябрь составил 2,6% по отношению к тому же месяцу. Это минимальный показатель с февраля 2006 года. Эксперты полагают, что показатели по ноябрю будут еще менее оптимистичными, в конце весны будущего года в экономике возникнет угроза рецессии.

Росстат подсчитал, что выпуск продукции и услуг по базовым видам экономической деятельности (сельское хозяйство, промпроизводство, строительство, грузооборот транспорта, розничная и оптовая торговля) повысился в октябре нынешнего года на 2,6% по отношению к тому же месяцу прошлого года. Минимум последних лет пришелся на февраль 2006 года (тогда рост был равен 4,4%), однако теперь он обновился. По сравнению с сентябрем выпуск продукции и услуг снизился на 4,2%. Говорить о том, что рецессия уже наступила, пока рано, поскольку нет ее признаков – устойчивого, не кратковременного спада производства, уменьшения ВВП. Однако призрак уже бродит по России.

«Пока до конца этого года ВВП растет, и в начале следующего года нам обещают даже прирост на 3%, непонятно, правда, за счет чего, если падают производство, реализация, грузооборот, экспорт, – рассказал НИ» Никита Кричевский, научный руководитель Института национальной стратегии. – Низкие темпы развития – это отражение реальности. У вас меряют температуру – она высокая, вы болеете, но к смерти приводит не температура, а болезнь».

Эксперт полагает, что данные по ноябрю будут хуже, «потому что в октябре мы выехали в основном на сельском хозяйстве». «В ноябре этого не будет, по основным продуктам мы уйдем вниз. Единственное, на что теперь можно надеяться после завершения сельскохозяйственного сезона, так это торговля, несмотря на то, что розничная торговля повысилась на 12,3% (в прошлом году было 15,8%), а оборот оптовой вырос всего на 7%, то есть практически вдвое меньше, чем годом ранее», – заявил экономист.

Однако и это будет непросто, поскольку объемы импорта тоже постепенно снижаются, затрагивая и продовольственный сектор.



«Импортеры, испытывая финансовые трудности, хотят, чтобы им выдали бланковый кредит, то есть без обеспечения. Банки на это пойти не могут или же предлагают деньги импортерам под очень высокие проценты, что тех не устраивает, – оценивает ситуацию г-н Кричесвкий. – Возможен локальный дефицит некоторых продуктов, нам, в частности, нечем оплачивать мясо из Австралии, поэтому следует ожидать существенного увеличения цен на мясо. Уменьшился и импорт подсолнечного масла, поставляемого обычно с Украины, Молдавии и Белоруссии».

Между тем, по оценкам европейских экспертов, показатели деловой активности в секторе услуг в ноябре снизились в России до 37,2 пункта. Принято считать, что если значение выше 50 пунктов, то можно говорить об активизации деятельности, если же ниже 50, то это замедление. Однако специалисты Старого Света полагают, что кризис способствует увеличению конкуренции в секторе услуг, а от этого выиграют обычные потребители. Для привлечения новых посетителей ресторанам рекомендуют обратиться к специальным предложениям, например, ввести бизнес-ланч по низкой цене или же недорогой комплексный обед для детей до 12 лет. Правда, пойдут ли это наши рестораторы, пока не ясно. Огорчает европейских аналитиков только ситуация с общественным транспортом, где билеты будут дорожать.

«К сожалению, транспорт общественного пользования – неэластичная услуга: спрос не зависит от изменения рынка, люди будут ездить всегда», – пояснил г-н Кричевский. А вот то, что проезд в метро, троллейбусе и автобусе будет дорожать практически одинаково непонятно даже доктору экономических наук. «Я не совсем понимаю, почему в такой ситуации должна расти цена проезда в автотранспорте – ведь бензин дешевеет. С электротранспортом все понятно – энергетики повышают расценки. А вот в случае с автотранспортом нужно вмешательство антимонопольщиков», – полагает эксперт.

Мария Сёмина