Российская пенсионная система может не пережить кризис
На модерации
Отложенный
Деньги обесцениваются, зарплаты сокращаются. На что жить будем, когда придется уйти на «законный отдых»? Этот вопрос давно волнует многих россиян — по крайней мере, тех, кому до пенсии осталось не 20 и не 30 лет. И основания для этого волнения, надо признаться, есть. особенно, если речь идёт о добровольном софинасировании пенсий и негосударственных пенсионных фондах. Ведь они вкладывают пенсионные накопления в акции, а они сейчас, как известно, не в цене. Мы спросили у наших респондентов, как переживёт кризис наша пенсионная система и наши пенсионеры.
Павел Медведев, председатель подкомитета Госдумы по банковскому законодательству:
— В 2002 году началась пенсионная реформа. Суть — появилась накопительная часть пенсии. Правительство рассчитывало на то, что такая система позволит гарантировать достойную пенсию будущим пенсионерам. Планы властей основывались на мировом опыте, а он говорил — такие системы очень успешны. Так, американская пенсионная система позволяла гражданам США в старости ездить по всему миру. Но накопительно-инвестиционный механизм успешно работает только в случае роста фондового рынка. Сейчас же мировая финансовая система споткнулась, биржи упали и будущее накопительных систем под вопросом.
Перед властями проблема. С одной стороны, устроить все как раньше, когда работающие дети кормили престарелых родителей, уже нельзя: рождаемость низкая, детей мало, они не потянут. С другой, накопительная система оказалась намного более рискованной, чем все думали.
Что делать? Нужно менять биржи, финансовую систему. Например, пересмотреть список допустимых финансовых инструментов и ценных бумаг — за каждой бумагой должно быть какое-то реальное обеспечение. Нужно понимать, из каких средств в случае чего люди, выпустившие бумагу, будут платить по счетам и покрывать убытки. Также стоит изменить подход к выплате компаниями дивидендов. В последнее время фирмы по всему миру взяли моду не платить их. Из-за этого курс акций той или иной компании стал зависеть от спекуляций: прибегут люди на биржу — все растет, убегут — акции дешевеют. Приносит компания прибыль или одни убытки, в этом случае уже не так важно, ведь владелец акции не получает дивидендов, то есть своей части прибыли. В итоге во всем мире биржи стали похожи на МММ, казино.
Если удастся от этого уйти, то у накопительных пенсионных систем, которые направляют деньги пенсионеров на фондовый рынок, есть будущее.
Сергей Жаворонков, старший эксперт Института экономики переходного периода:
— Идея накопительной пенсионной системы может не пережить кризис. Власти, скорее всего, решат платить пенсии из бюджета, сами будут определять их размер и то, насколько он зависит от трудовых заслуг. Правда, до окончания кризиса, то есть, года до 2010, затевать реформу не будут, ведь перед правительством сейчас много более насущных задач: падение рубля, большие долги компаний.
При этом беспокоиться за те деньги, которые лежат в пенсионных компаниях и Внешэкономбанке (ВЭБ) не стоит: ВЭБ правительство поддерживает напрямую, да и банкротства частных пенсионных фондов оно скорее всего не допустит. Это может подорвать веру в государство в целом, что в условиях кризиса опасно. Так что в номинальном выражении накопления сохранятся.
Другой вопрос — что будет с покупательной способностью пенсионных денег, можно ли будет с их помощью обеспечить достойную старость? Понять это можно будет только после 2020 года, когда на покой начнет уходить много людей с накопительной частью пенсии. Сейчас же эти пенсионные накопления напоминают ваучер. Вроде бы ты получаешь за него акции, но что будет с ними лет через 5, никому не известно. Именно по этой причине, из-за неопределенности, я не стал бы участвовать в программе софинансирования пенсий и отчислять на накопительный счет дополнительные деньги: вклад в консервной банке во время кризиса существенно надежнее. Правда, тратить время и силы и переводить деньги из фонда в фонд я бы тоже не стал, в этом нет смысла.
А вот у нынешних пенсионеров определенности больше — обещания по индексации пенсий в 2009 и 2010 году власть, скорее всего, выполнит. Правда покупательная способность пенсий из-за инфляции и снижения курса рубля вряд ли вырастет, а может и вовсе упасть. В крупных городах большая часть продовольствия — например, почти все мясо — импортное. В итоге цена на хлеб из-за девальвации изменится не сильно, а на мясо — сильно, так как его надо покупать за валюту.
Евгений Гавриленков, профессор Высшей школы экономики:
— Пенсионные фонды сильно пострадали из-за падения фондового рынка: они держат средства пенсионеров в ценных бумагах, а значит покупали их по ценам существенно выше нынешних.
Перед фондами теперь стоит задача, во-первых, отыграть это падение, а во-вторых, опередить инфляцию, чтобы сохранить накопления пенсионеров. Это может занять несколько лет.
При этом реальной возможности обезопасить эти деньги у будущих пенсионеров нет, а попытка перевести их из фонда в фонд и вовсе может привести к новым потерям. Дело в том, что средства вложены в конкретные ценные бумаги — чтобы передать деньги другому фонду компании придется бумаги продать и зафиксировать ваши убытки. Если же свой счет не трогать, то бумаги могут вырасти в цене и убыток окажется меньше.
С другой стороны, есть в сложившейся ситуации и некоторые плюсы: сегодня российские акции и облигации стоят очень дешево, это возможность для пенсионных фондов выгодно вложить капиталы клиентов. Учитывая, что отчисления с зарплаты поступают постоянно, пенсионным фондам есть, на что покупать подешевевшие бумаги.
Правда, сегодня вкладывать средства в те же акции могут только частные фонды, ВЭБу это запрещено. Похоже, пришло время снять эти ограничения — столь серьезные падения фондовых рынков, которые мы видели, происходят крайне редко, и такой возможности для вложения пенсионных накоплений может не быть еще очень долгое время.
Евгений Гонтмахер, руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН:
— Сейчас, конечно, выгодно покупать наши акции, они же безумно дешевые. Учитывая, что пенсионные деньги — это деньги «длинные», выдавать их людям начнут через 20 лет и позже. Так что фонды могли бы пойти на такие вложения. Купив акции сейчас и продав их лет через 20, управляющие компании получат огромную прибыль для своих пенсионеров. Но эти расчеты верны только в одном случае — если все вернется на круги своя, и биржи после кризиса будут работать так же, как раньше. Вполне возможно, что этого не произойдет: биржи перестанут быть спекулятивными площадками, а раз так, то и перспективы относительно быстрого заработка исчезнут. Думаю, пенсионным фондам стоит подождать, пока ситуация не прояснится. По этой же причине имеет смысл повременить с разрешением вкладывать средства ВЭБа в акции и недвижимость. Потому что благополучие пенсионера будет зависеть не от скачков курсов акций на бирже, а от прибыли какого-нибудь производителя. При этом возможностей реально повлиять на судьбу пенсионных капиталов у самих будущих пенсионеров почти нет.
И вообще, даже если вы вносите12 тысяч в год и участвуете в программе софинансирования пенсий весь срок ее действия, то есть 10 лет, то к своей будущей пенсии вы добавляете 1056 рублей. Это не увеличит пенсию радикально, но и лишним не будет. На Западе есть похожие программы софинансирования, правда, там работникам доплачивают компании, а не власти. Так что в эту игру с государством можно поиграть, но не стоит рассчитывать, что вы выиграете старость на Канарах.
В целом же людям стоит задуматься об альтернативных способах обеспечения достойной старости. Например, купить квартиру с расчетом на то, что вы будете сдавать ее на старости лет, либо сможете разменять, а на разницу жить.
А вот сегодняшние пенсионеры могут чувствовать себя относительно спокойно: индексации, которые правительство обещало провести в 2009 и 2010 годах, безусловно, пройдут. Власти могут что-то не профинансировать, но на пенсии деньги найдут. В этом смысле пенсионерам повезло. Покупательная способность, правда, в результате таких индексаций вырастет вряд ли. Скорее всего, она останется на нынешнем уровне. А вот в обещаниях правительства довести пенсии до уровня в два с половиной прожиточных минимума к 2020 году я сомневаюсь. Смогут ли их выполнить, пока неясно. Надо обсуждать это после кризиса.
Михаил Дмитриев, президент Центра стратегического развития:
— Правительство планирует смягчить правила инвестирования «пенсионных» денег, которые хранятся в ВЭБе. Однако, рассчитывать на то, что ВЭБ сразу начнет скупать на них подешевевшие акции, не стоит. Деньги будущих пенсионеров вложены в российские государственные долговые обязательства. Спрос на эти бумаги невелик, их курс упал, так что продать их без убытка, чтобы получить деньги для новых инвестиций, очень сложно.
Так что, скорее всего, на фондовый рынок пойдут только новые пенсионные взносы. Их объем невелик по сравнению с уже накопленными деньгами, и большого влияния на сохранность накоплений такие инвестиции не окажут. Но и больших прибылей для пенсионеров тоже не будет.
Антон Шенкевич
Комментарии