Индия в шаге от войны с Пакистаном?

На модерации Отложенный Несмотря на оптимистические прогнозы, в четверг индийским силам безопасности не удалось погасить очаги сопротивления боевиков, устроивших бойню в Мумбаи (в прошлом Бомбей).

В пятницу днем операции спецназа продолжались.

Спецназовцы в черных вязаных масках высадились на крышу мумбайского комплекса “Нариман”, где находится еврейский образовательный центр. В этом высотном здании проживают несколько еврейских семей. Боевики, ранее ворвавшиеся туда, смогли захватить в заложники до 10 граждан Израиля, гостивших у своих родственников. Часть этажей спецназовцам удалось занять. Армейские власти просят журналистов не вести прямой трансляции с места событий, чтобы не дать террористам возможности наблюдать за действиями спецназа в районе комплекса “Нариман”.

Утром полностью был освобожден еще один отель — “Оберой Трайдент”. Оттуда были вывезены около 150 вызволенных заложников. Коммандос застрелили в гостинице двух боевиков, понес потери и спецназ. Судя по всему, в ходе спецоперации не удалось избежать жертв среди заложников: в ходе зачистки отеля “Тадж-Махал” индийские бойцы обнаружили в одном из помещений около 15 тел — не уточняется, были это постояльцы отеля или же боевики. Но, судя по сообщениям, во время спецоперации погибли мирные люди. Среди жертв перестрелки между террористами и спецназом в гостинице “Тадж-Махал” — 73-летний миллионер киприотского происхождения из Великобритании Андрес Ливерес.

Андреас Ливерас эмигрировал в Великобританию с Кипра в 1963 году. Пресса называет его “яхтовым магнатом”. Возглавлявшаяся Ливерасом компания Liveras Yachts является владельцем и фрахтовщиком роскошных яхт уже более двадцати лет. Ливерас начинал дело с одной 25-метровой яхты и с течением лет стал владельцем двенадцати роскошных яхт. Незадолго до своей гибели Ливерас связался по телефону с Би-би-си.

Также среди иностранцев, погибших в Мумбаи, оказался и гражданин Канады, еще несколько канадцев были тяжело ранены.

“Все россияне в безопасности”

— Трое граждан России освобождены из отелей, подвергшихся нападению, — сообщил по “МК” по телефону из Мумбаи российский консул Алексей РЕДЬКИН. — Гражданин России Александр Пахомов в настоящее время находится в мумбайском отделении нашего торгпредства. А две стюардессы “Аэрофлота” были утром в пятницу вывезены из отеля “Трайдент”, сейчас они находятся в другом отеле, где остановились прочие члены экипажа. Естественно, представители генконсульства находились с ними в контакте, мы забирали их с места происшествия.

Следует заметить, что в качестве заложников они не находились, поскольку отель большой, а террористов было немного, так что непосредственного контакта с террористами у наших граждан не было. Просто по соображениям безопасности власти попросили всех людей, находившихся в отеле, оставаться в своих номерах. А так они постоянно находились на связи — телефон, SMS... В генконсульстве действует штаб, изучающий информацию о наших гражданах, но данных о пострадавших россиянах нет.

Спецслужбы: “Будет глобальный кризис с участием США”

Как уже писал “МК”, хоть в выступлении индийского премьера Сингха ответственность за мумбайские теракты возложена на неназванные внешние силы, ясно, что подразумевается Пакистан. Тем более что премьер говорил о том, что Индия не будет мириться с соседями, которые предоставляют убежище вооруженным боевикам. А глава индийского МИДа прямо заявил: “По предварительной информации, некоторые элементы в Пакистане несут ответственность за мумбайские теракты”.

В распоряжении “МК” оказался непубличный доклад, подготовленный аналитиками связанного со спецслужбами известного агентства Strategic Forecasting (Stratfor), базирующегося в Остине (Техас). За Stratfor закрепилась репутация “теневого ЦРУ”. Вот некоторые выдержки из этого доклада.

“Если нападения в Мумбаи 26 ноября были осуществлены, как это представляется, исламистскими боевиками, у индийского правительства вряд ли останется другой выбор, политически выражаясь, кроме как возложить вину за них на Пакистан. Это вызовет кризис в отношениях между двумя ядерными соперниками, что вовлечет в эту стычку и Соединенные Штаты...

Мы начнем с утверждения, что нападавшие — это исламистские воинствующие группировки, действующие в Индии, возможно, с некоторым уровнем внешней поддержки со стороны Пакистана.

Совершенно ясно, что это была тщательно спланированная, хорошо выполненная акция.

С учетом этого у индийского правительства есть два пути. Первый — можно просто заявить, что злоумышленники — это местная группировка. В этом случае придется нести ответственность за провалы в сферах безопасности и усиления закона. Это вызовет обвинения в неспособности защитить людей. С другой стороны, можно связать эти нападения с внешней силой — Пакистаном. В этом случае можно считать ответственным за нападения государство-нацию и можно использовать кризисную атмосферу для усиления внутренних позиций правительства при помощи националистических призывов.

С политической точки зрения, это самый предпочтительный выход для индийского правительства и таким образом наиболее вероятный способ действий.

(...) В свою очередь, это вовлечет Индию и Пакистан в худший кризис начиная с 2002 года... Очертания этого кризиса будут состоять из требований, чтобы пакистанцы предприняли немедленные шаги по подавлению исламистских радикалов вдоль границы, прежде всего в Кашмире. Нью-Дели потребует, чтобы эти действия были немедленными и публичными. Это требование поступит параллельно с призывами США к тем же действиям и угрозами со стороны избранного президента США Барака Обамы принудить Пакистан к большему сотрудничеству... Если след атак приведет в Пакистан, то американские требования будут усилены в преддверии дня инаугурации.

Для этого есть прецедент. В 2002 г. (так в тексте — на самом деле это случилось в конце 2001 г. — “МК”) исламистскими боевиками, связанными с Пакистаном, было произведено нападение на индийский парламент...

Возникла чуть ли не ядерная конфронтация между Индией и Пакистаном, в которой США выступили посредниками в обмен на усиление пакистанского давления на исламистов. Этот кризис помог переопределить пакистанскую позицию в отношении исламистских радикалов в Пакистане. В нынешнем случае подобные требования будут еще более настойчивыми. У индийцев и американцев окажутся общие интересы по принуждению пакистанского правительства к решительным и немедленным действиям. Пакистанское правительство предупредило, что такое давление может дестабилизировать Пакистан. Индийцы не захотят перейти на более умеренную позицию, а американцы будут рассматривать ситуацию как возможность выжать больше уступок. Таким образом, этот кризис напрямую будет пересекаться с операциями США и НАТО в Афганистане”.

“Повсюду была кровь. И стреляли”

Как нам рассказала свекровь стюардессы Татьяны Лутовиновой — одной из двух россиянок, оказавшихся в отеле “Трайдент”, девушка постоянно была на связи. “Уж сами предположите, каково ей там было. Самое главное, не пострадала. Ведь в номере, где находились более полутора суток подруги, практически отсутствовала еда. Время от времени вокруг отеля стреляли, да и кровь видели повсюду, когда поначалу пытались выбраться из отеля”.

Как сказала “МК” руководитель пресс-службы “Аэрофлота” Ирина Данненберг: “С ними на постоянной связи находился представитель компании, который был около отеля и ждал, пока не снимут оцепление ”. Стюардессы,  по словам Данненберг,  прилетят в Москву в воскресенье. “На месте будет понятно, нужна ли им психологическая помощь”, — сказала глава пресс-службы.

P.S. Когда верстался номер, антитеррористическая операция в Мумбаи еще продолжалась. “Потребуется всего несколько часов, чтобы мы все закончили”, — заявил репортерам высокопоставленный представитель индийских военных. Насколько можно судить, к этому времени оставалось два очага сопротивления боевиков: еврейский центр и практически полностью зачищенный отель “Тадж-Махал”, где засел боевик с одним или двумя заложниками.

Иностранные граждане, погибшие в Мумбаи

Австралия    4
Британия    1
Япония    1
Германия    1
Италия    1
Канада    1

Ранения получили граждане Австралии, Великобритании, США, Норвегии, Канады, Японии и Филиппин.

Андрей Яшлавский, Татьяна Замахина