Гениев губили сифилис, алкоголь и безумие

На модерации Отложенный

По мнению психиатров, поздняя осень - период обострения у большинства душевнобольных. Говорят, что все гении - немного сумасшедшие. Для великого русского поэта Фета ноябрь стал роковым, его сердце не выдержало бушевавших в душе писателя страстей

«Именно на грани психического здоровья и болезни часто рождается гениальность», - утверждает психиатр, доцент Северного государственного медицинского университета Игорь Якушев, исследующий жизнь и творчество великих писателей.

«Избранник» Венеры

Газеты регулярно печатали бюллетени о его здоровье, а писателя занимали совсем другие вещи. Ему казалось, что «соль сделала три отверстия в его черепе и мозг вытекает через них». Он втыкал в землю ветку со словами: «На следующий год здесь вырастут маленькие Мопассаны». Воображал себя солёным овощем, удерживался от естественных отправлений, так как «в моче - бриллианты» и он их «никому не отдаст».

Разум и в конечном итоге жизнь Ги де Мопассана съел сифилис. Болезнь эту в XVIII веке называли французской. Тогда ею болели многие представители богемы. Шуберт, Доницетти, Гейне, Ницше, Федотов («Сватовство майора») - вот лишь краткий список. Одни утверждают, что Мопассан заразился ещё при родах, от матери, другие - что болезнь ему подарила одна из парижских блудниц, коих он всегда привечал (об искусности и выносливости Мопассана в постели ходили легенды).

В 27 лет Мопассан пишет приятелю: «У меня сифилис! Наконец-то настоящий, а не жалкий насморк… Я горд, я уже не боюсь подцепить его». Но он упорно отказывается от всякого лечения. Вскоре бравада сменяется приступами головных болей, бессонницей, депрессией, галлюцинациями, болезнью глаз. Паралич нервной системы прогрессирует, Мопассан понимает, что теряет рассудок, и пытается перерезать себе горло. Его успевают спасти и помещают в психиатрическую лечебницу доктора Бланша. Он прожил 43 года. Последняя запись в истории болезни писателя гласит: «Господин Мопассан превратился в животное»...

Фатум Фета

Поэт, чьи гармоничные строки включены во все школьные учебники литературы, в реальности был мрачным и угрюмым пессимистом. Всю жизнь над ним висел дамоклов меч грядущего безумия. Его мать сошла с ума, такая же участь постигла двух братьев, обеих сестёр и племянника поэта. Ежеминутно помня о тяжёлой наследственности, он год за годом ждал, когда тоже окажется в «жёлтом доме». Серьёзным испытанием для психики юного Афанасия Фета стали события, от которых и самый крепкий нервами человек может повредиться в уме.

Сын немецкой еврейки Шарлотты-Елизаветы Фёт, он, усыновлённый помещиком А. Шеншиным, до 14 лет считал себя русским дворянином. И вдруг в одночасье утратил все дворянские привилегии, был отлучён от семьи и помещён в пансион. Возлюбленная Фета, бесприданница Мария Лазич, сгорела от пламени свечи, подпалившей её платье. После скоропостижной смерти дяди, обещавшего племяннику большое наследство, обнаружилось, что все деньги таинственно исчезли.

Поэта всё сильнее душила тоска, он настолько не хотел жить, что близкие и друзья прятали от него всё, что могло бы стать орудием самоубийства.

В последний день своей жизни Фет, страдавший болезнью сердца, продиктовал секретарю записку: «Не понимаю сознательного преумножения неизбежных страданий. Добровольно иду к неизбежному», после чего схватил со стола нож для разрезания бумаг, а когда секретарь, сам поранившись, вырвал стилет, поэт бросился за ножом в столовую. Резкое движение и внезапная физическая нагрузка стали фатальными для его сердца. Он умер от инфаркта.

Как случилось, что ближайшие родственники поэта потеряли рассудок, но сам он всё же не впал в чистое безумие? Видимо, занятия поэзией так влияли на мышление и психику Фета, приводя их в гармоническое равновесие.

Трактир «У Гашека»

Знаменитый создатель бравого солдата Швейка Ярослав Гашек, подобно персонажам своей книги, относился к алкоголю не просто терпимо. Его биографы насчитали в Праге более ста кабаков, которые Гашек посещал.

Места проживания он выбирал, ориентируясь на близость пивной. В полицейском участке, куда он попал после потасовки на улице, сохранилась запись его показаний: «…посетил множество питейных заведений, пил пиво и везде - понемногу вина. Знает, что куда-то лез, возможно - на мостовой фонарь, но каким образом очутился именно на этом фонаре, помнит смутно…» Между тем писатель вовсе не был похож на своего героя, добросердечного и весёлого бодрячка Швейка. Близкие описывают его как тяжёлого меланхолика, грубого и равнодушного ко всем. Когда у писателя родился сын и к ним по этому поводу после длительного конфликта пришли мириться родители жены, Гашек вышел «за пивом» и вернулся через несколько дней. Современные психиатры поставили бы ему диагноз «специфическое расстройство личности». Психопатический склад характера стал почвой, на которой буйным цветом расцвёл алкоголизм Гашека.
Незадолго до смерти Гашек производил впечатление глубоко больного человека: нездоровая тучность, оплывшее лицо, замедленные движения, одышка. Его изнуряли кровотечения из носа и бессонница. Но Гашек по-прежнему поедал острое, солёное и жирное, запивая всё пивом. В последние дни он уже почти не мог двигаться. После новогодних праздников 1923 г. наступил кризис. Гашек не мог проглотить даже ложку каши с мёдом, вскоре началась агония. А когда писатель ненадолго приходил в себя, то снова просил коньяку. Он не дожил четырёх месяцев до 40 лет.

РЕЙТИНГ
Сумасшедшие гении

Н. Гоголь
В приступе сумасшествия писатель бросил в печь второй том «Мёртвых душ».


В. Гаршин
В 33 года автор «Лягушки-путешественницы» разбился, бросившись
в пролёт лестницы.


Р. Шуман
Приступы помешательства у композитора начались в 24 года, к 46 он лишился рассудка.


Ф. Шиллер
Мог сочинять стихи и драмы, только когда на его столе лежали
гнилые яблоки.

Ван Гог
Отрезал себе левое ухо и написал автопфортрет в таком виде, а в 37 лет покончил жизнь самоубийством.

Э. Золя
Для успешной работы над книгами привязывал себя к стулу.

Юлия Борта