Экономический сценарий России-2009: ну что еще может случиться?!

На модерации Отложенный

Интересный вопрос, которым многие задаются, слыша разговоры про 3,1415926536здец, ожидающий нас не поздней февраля 2009 года, звучит так: ну что ещё может случиться? Доллар по 50 рублей, нефть по 40 долларов, сгорание банковских складов и страховых программ, закрытие крупных и мелких компаний, паралич рынка недвижимости — всё это, конечно же, неприятно, но те из нас, кому больше десяти лет от роду, всё это в 1998 году уже проходили, и вспоминают теперь с улыбкой. На 3,1415926536здец с большой буквы 1998 год совершенно не тянет, хоть некоторыми 10 лет назад дефолт именно так и воспринимался. В чём мог бы физически выражаться более серьёзный катаклизм по итогам нынешнего кризиса — вот в чём вопрос.

Неприятный ответ состоит в том, что некоторые макроэкономические показатели для нашей жизни в России сегодня критичны.

Нефть по 40 и доллар по 50 — это не просто циферки в правой колонке сайта BFM.Ru.
Это ещё и три миллиона нищих, голодных, бездомных и бесправных гастарбайтеров в одной Москве, у которых нет ни возможности, ни мотивации ехать в родной Таджикистан, где их ждут такие же нищие, голодные, социально не защищёные семьи.

Как им в Москве прокормиться и выжить? Увы, единственным способом: грабя и убивая тех, кто, по их понятиям, лучше одет.

К сожалению, гастарбайтерской преступностью проблемы отнюдь не заканчиваются. «Ховринский маньяк» Владимир Белов, убивавший женщин ради нескольких сотен рублей в их кошельках, не был ни таджиком, ни, назовём вещи своими именами, маньяком. Он был простым коренным москвичом, с понятными проблемами, вроде денег на сигареты и пиво, которые ему негде было взять, кроме как ограбив и убив тех, кто лучше одет. Просто Белов этим занимался в благополучном 2004 году, когда многие его сверстники работали на заводах, служили в милиции, бомбили на шохе или каким-то иным способом обслуживали профицит. При 40 долларах за баррель у них эти опции отпадут. Милиция уже в ноябре сократила 15% штата. Раньше эти 15% жили на доходы от легального вымогательства, а теперь у них нет иного способа прокормить себя и семью, кроме того, как грабить и убивать тех, кто, по их понятиям, лучше одет.



Та часть правоохранительной гопоты, которую в ноябре не сократили, при долларе в 50 и барреле за 40 окажется в не лучшем положении. Рассчитывать на помощь людей в мундирах в подобной ситуации может разве что господин Сурков, но при указанных выше макроэкономических показателях творец мема "суверенная демократия" вряд ли задержится в наших широтах. Его ждёт кантон Граубюнден со всемирно известными горнолыжными курортами, уютными шале и номерными банковскими счетами на предъявителя. Оставшимся в России следует рассчитывать на то, что люди в форме используют своё табельное оружие не для противодействия гастарбайтерскому и местному криминалу, а для грабежа и убийства тех, кто, по их понятиям, лучше одет.

Иные последствия доллара в 50 и барреля по 40 обсуждать попросту скучно.
Потому что при том уровне криминала, который две эти цифры способны нам обеспечить, все прочие неприятности отходят на задний план.

Необходимо тут оговорить, для особо тупых и тех, кто в танке. Всё вышеизложенное является не прогнозом даже, а всего лишь сценарием для обсуждения. Я не думаю, что ситуация будет развиваться таким образом. И вам я этого не обещаю. Всё, чем я занимаюсь 17 часов в сутки в ноябре 2008 года — проекты на перспективу, основанные на допущении, что вышеизложенный сценарий в России не реализуется ни в следующем году, ни в более отдалённом будущем. В конце концов, есть Бог, и если Он не захочет развития такого сценария, то Его воля главней любых макроэкономических показателей. А если Его нет, то, в общем-то, пусть стреляют.

Но не взглянуть трезво на существующие угрозы было бы глупо. Потому что на островке стабильности™ в кантоне Граубюнден спасётся не каждый из читающих эти строки. Тем, кого там не ждут, имеет смысл задуматься о приобретении средств самозащиты уже сегодня.

Антон Носик