Как тщеславие родителей отражается на детях?
На модерации
Отложенный
Все мамы хотят, чтобы их ребенок был самым лучшим. И с двух лет начинается активная политика по созданию и продвижению бренда «Самый умный малыш». Детей запихивают во всевозможные кружки, секции, дошкольные курсы английского. Но вот надо ли все это ребенку?
Молодые мамы находятся под постоянным давлением общества себе подобных: «А вот мой Вася уже знает английский алфавит», «А Катенька уже в три года читает длинные слова», «Странно, что Вы еще не отдали Вашего Диму в секцию самбо». И те, кто просто водит ребенка в садик и играет с ним дома в обычные, а не «развивающие» игры, начинает чувствовать себя ущербным! Так ли уж они неправы?
Раннее развитие в моде… Миллионы компаний с удовольствием удовлетворяют возникший спрос: создают новые и новые студии, факультативы, школы, гордо вывешивая на своих веб-сайтах «эксклюзивные» методики и необыкновенные разработки: пальчиковая гимнастика, развитие памяти, моторики, интеллекта и пластики.
Конечно, им надо изощряться в новейших методиках, ведь конкуренция на рынке довольно высока, но вот надо ли все это ребенку? К обычному советскому набору дошкольных занятий: английский, бальные танцы, аэробика, легкая атлетика, музыка, добавилось угрожающее количество новых направлений: кунг-фу, йога, тэквандо, карате, балетные танцы, современный танец, флейта или скрипка, математика по японской методике, оригами, теннис, даже обучение экономике!
Пакет предметов дошкольного обучения довольно увесист и напоминает расширенный вариант программы МВА для руководителей. Некоторые дисциплины, например, языки, известный американский педагог Хелен Дорон предлагает начать осваивать уже с трех месяцев!
В итоге ребенок воспринимается не как маленький человечек, любимое существо, а как дорогой многофункциональный компьютер, на котором инсталлируются все новые программы, делается нескончаемый «апгрейд». И когда от избытка эмоций и переживаний этот девайс медленнее перезагружается и начинает работать со сбоями – малыш плачет и заболевает, его ведут к модному психологу, как отнесли бы компьютер к мастеру, чтобы починить ошибки в программе.
Пятизвездочные детсады и ясли предлагают расширенные программы обучения с кучей предметов. Предполагается, что с самого раннего возраста ребенок должен владеть всем, чем можно, знать в совершенстве минимум три языка, чтобы потом (лет через двадцать!) составить достойную конкуренцию своим ровесникам на рынке вакансий.
Но действительно ли так уж важно, чтобы дитя говорило на трех языках, в три года умело считать, играло на музыкальном инструменте и разбиралось в законах тяготения? Нужно ли вести бедного, уставшего ребенка после детсада или пяти уроков в начальной школе еще и на дополнительные курсы?
Прогрессивные родители имеют по этому поводу свое мнение: да, нужно. Они ссылаются на недавно проведенные нейробиологические исследования, на основании которых якобы выведена следующая теория: чем больше стимуляции и требований к мозгу, тем больше в нем образуется так называемых синапсов (место контакта между двумя нейронами или между нейроном и получающей сигнал эффекторной клеткой мозга) и тем большей «мощностью» будет обладать мозг.
Мозг сравнивают с пластилином, которому с самого начала можно придавать любую форму и прочерчивать в нем возможно большее количество линий, поскольку через какое-то время этот пластилин затвердеет, и может стать поздно, ребенок, будто бы, так и останется «недоразвитым».
Но сами ученые куда осторожнее в своих оценках, чем те, кто эту теорию пытается претворить в жизнь. Ученые спешат напомнить, что детям, прежде всего, нужны ласка, тепло и постоянное дружеское общение с родителями, а уж потом раннее образование.
И мама, которая все время переживает, достаточно ли развивается любимое чадо – не лучший родитель, ведь дети очень чувствуют беспокойство близких людей и начинают на подсознательном уровне рефлектировать: что же с ними не так? Все это не способствует установлению спокойных, гармоничных отношений в семье.
Получается, что к воспитанию относятся как к научному эксперименту, в котором должны быть обязательно достигнуты определенные результаты – иначе эксперимент напрасен.
О проблеме потери детства, которое проходит в бесконечных занятиях и подготовках домашних заданий к этим самым занятиям (есть и такие системы), первым заговорил американский критик Н. Постман: «Детство становится все короче, на детей взваливают слишком рано груз огромной ответственности, с которой им не справиться. Дети вынуждены слишком рано вести себя как взрослые маленького роста». Детский психолог В. Бергман (Германия) обозначает проблему как «драму современного ребенка».
Все это, конечно, справедливо. Нельзя дрессировать детей, как породистых собак, обучать миллиону ненужных фокусов. Но есть и противоположные мнения: надо же как-то готовиться к школе, где вполне «взрослые» требования и большие нагрузки? Надо, чтобы юный человечек выбрал себе занятие по интересам, а для этого следует сводить его во все имеющиеся кружки. И, как пишут некоторые разумные родители на данную тему в своих блогах, «детство и безделье — не одно и то же. Лучше, если ваш ребенок найдет для себя интересное увлечение, чем свяжется с дворовой компанией».
Родители могут с самого начала задаться вопросом: надо ли посещать тот или иной факультатив моему сыну (дочке)? У них есть к этому способности, или этот курс просто суперпопулярен, или я сам в детстве мечтал о таком хобби, но не мог себе это позволить? Ведь желания и способности родителей и детей – в большинстве случаев далеко не совпадают…
Комментарии