Кризис хуже, чем пираты?
На модерации
Отложенный
Об этом мало кто знает, но строгая наука статистика недвусмысленно утверждает, что большинство наемных моряков на торговых морских маршрутах мира – филиппинцы. Именно они чаще других попадают в плен к пиратам. Почти половина из 243 заложников, попавших в лапы к сомалийским морским разбойникам, родом с Филиппинских островов. Тем не менее, многие из них по-прежнему с готовностью соглашаются отправляться в опасные рейсы к берегам Сомали: перспектива быть посаженными на мель страшным штормом финансового кризиса пересиливает страх перед сомалийским «Веселым Роджером».
«Парк моряка» в Маниле – место весьма оживленное. Можно даже сказать, что здесь царит постоянная толкотня: каждый день здесь собираются от восьмисот до тысячи матросов, которые пытаются с помощью одного из здешних агентств наняться на какое-либо торговое судно. Жалование предлагается вполне приличное, особенно по филиппинским представлениям: от $1300 до $12 тыс. в месяц, в зависимости от компании и занимаемой позиции. Большинство из этих моряков пиратов не то, чтобы совсем не боятся, но попросту о них не задумываются.
«В нашей профессии много опасностей, — говорит, к примеру, помощник шкипера Андре Реамбонанца. — Пираты – лишь одна из них. Море нас кормит, а для многих из нас оно вообще – единственный источник дохода, позволяющий удержать на плаву наши семьи». Так что страшно или нет – а работа есть работа. И хорошо, когда она в самом деле есть.
Примерно 40% моряков на торговых судах мира – филиппинцы. Это более 350 тыс. человек. Так что неудивительно, что в руки пиратов чаще других попадаются именно они: в данный момент в плену у сомалийских киднепперов находятся 127 филиппинцев, а на саудовском танкере Sirius Star, который был захвачен у берегов Конго и является крупнейшим на сегодняшний день пиратским «призом», из 25 человек команды 18 – филиппинцы. Но в манильском порту и в «Парке моряка» об этом предпочитают не вспоминать.
«Если мировая рецессия затянется – мы попросту не найдем работу, нам нечем будет прокормить себя и своих детей, — жалуется Марио Исангани Антора, судовой механик. — Уже сейчас наняться на судно становится все труднее, все меньше торговых судов выходят в море. Им становится попросту нечего перевозить. Это куда страшнее, чем какие-то там пираты. Те болтаются только у Африканского Рога, да еще, может, в Желтом море, а кризис – он тебя по всему миру достанет».
Представители рекрутинговых агентств подтверждают этот мрачный прогноз. По их выкладкам, если морские перевозки и в будущем году будут сокращаться, это обойдется морякам в 20 тыс. рабочих мест.
Впрочем, в данном случае свою негативную роль, конечно же, играют и пираты. Возросшая опасность захвата гражданских судов, по мнению Сосипатроса Раванопулоса, специалиста одного из крупнейших морских агентств Micharlmar, делает ситуацию еще хуже, чем она сложилась из-за кризиса. «Сомалийские власти вообще не могут справиться с пиратством, — говорит он, — они полностью утратили контроль за собственным побережьем. Нам нужна помощь, чтобы привести все в порядок».
И в самом деле: на днях пришло сообщение, что один из крупнейших судовладельцев в мире, датская фирма A.P. Moller-Maersk, решила в будущем держать подальше от Суэцкого канала некоторые свои суда – в первую очередь, нефтяные танкеры, слишком медленные, чтобы оторваться от пиратской погони. Отныне им предписано переходить на иной маршрут, огибающий Южную Африку и мыс Доброй Надежды. Еще один крупный судовладелец, норвежский концерн Frontline, сообщил, что рассматривает возможность переноса своих торговых маршрутов в сторону от Суэцкого канала. При этом норвежская же компания помельче, Odfjell, заявила, что полностью прекращает свои рейсы через Суэц. И по той же причине — участившиеся нападения пиратов в Красном море, в Аденском заливе и у Африканского Рога.
С начала года только официально было зарегистрировано более 90 пиратских атак на торговые суда в этих районах, более тридцати их было захвачено. Неофициально – в тех местах пропало гораздо больше сотни судов. Судьба некоторых из них остается невыясненной.
Саудовская Аравия перевозит танкерами ежедневно 7 млн баррелей нефти-сырца. Если морской путь через Красное море становится непроходимым, стране грозят весьма серьезные неприятности. «Мы поддержим любую инициативу Запада, обеспечивающую безопасность морских перевозок», — заявили представители саудовского правительства. Однако в данном случае возражения возникают у соседнего Йемена.
Дело в том, что большинство пиратских нападений, согласно статистике, происходят в Аденском заливе, частично – в йеменских территориальных водах. Если здесь в ближайшее время окажется масса боевых кораблей – как это планируется Евросоюзом, НАТО, Индией и Россией – то Йемен, по крайней мере, официально опасается за собственный суверенитет. Об этом заявил на конференции в Каире министр иностранных дел Йемена Абу Бакр аль-Курби: «По мнению йеменского руководства, — подчеркнул он, — огромное количество иностранных кораблей в Красном море означает не что иное, как ползучую интернационализацию этого региона».
Что касается Саудовской Аравии, то эта страна, в отличие от соседей-йеменцев, ничего не имеет против «ползучей интернационализации» — лишь бы обеспечить безопасность своих морских перевозок. По непроверенным данным, саудовское правительство даже готово решиться на беспрецедентный в истории арабского мира шаг: обратиться за помощью… к израильтянам. Знаменитый израильский курорт Эйлат, расположенный на побережье Красного моря, может послужить отличной оперативной базой для известных своей мобильностью эсминцев и боевых катеров израильских ВМС в том случае, если они займутся очисткой региона от пиратов – своеобразным современным вариантом каперства, так как в обмен на такую услугу Саудовская Аравия (опять же, по слухам) готова предложить Израилю прямые поставки нефти и даже некоторые политические преференции, чего за последние десятилетия вообще не случалось никогда.
Более того, некоторые эксперты полагают, что израильским военным морякам оперировать в районе Красного моря было бы не в пример удобнее, чем их коллегам из стран НАТО, Евросоюза либо откуда-нибудь еще. Небольшие, подвижные соединения, да еще и опирающиеся на родные базы, могут оказаться гораздо эффективнее, чем сторожевые корабли и охотники, направленные на охоту за пиратами.
По общему мнению, стянутые на сегодняшний день в этот район международные военно-морские силы вряд ли смогут до конца справиться со своей задачей. До сих пор успех сопутствовал лишь индийцам. Их боевой корабль, как известно, потопил базовое судно сомалийских пиратов, с которого стартовали за добычей быстроходные катера-«охотники». Немецким фрегатам за минувшую неделю удалось дважды предотвратить нападения на торговые суда: завидев на горизонте высланные по тревоге боевые вертолеты, пираты быстро убирались восвояси.
Тем не менее, судоходство в Суэцком канале оказалось под угрозой. В данный момент этот морской путь является самым оживленным в мире: в год здесь проходит минимум 16 тыс. судов. Кроме Саудовской Аравии, тревогу бьет и Египет: принадлежащий ему Суэц является одним из самых важных источников дохода для этой страны. А сейчас не только уровень судоходства здесь падает на глазах, но и сами грузоперевозки стремительно дорожают. Суда, отправляющиеся через Суэц, ввиду опасности пиратского нападения должны страховаться по ставкам, в десять раз превышающим те, которые предлагаются судам, огибающим Африку с юга.
Борис Альтнер
Комментарии