Зачем \"Газпром-медиа\" RuTube и что он будет с ним делать?

На модерации Отложенный

Сделка по покупке видеохостинга RuTube холдингом «Газпром-медиа» завершилась. Точная сумма сделки не называется, речь может идти о сумме в 10—15 млн долларов. Компанию возглавит директор департамента управления собственными станциями «ТНТ-Телесеть» Михаил Ильичев. Команда создателей и разработчиков ресурса, которая работала над RuTube со дня его основания, фактически покинула проект, а оперативное руководство перешло лично к гендиректору ТНТ Роману Петренко. Уже известно, что RuTube получит исключительные права на все ролики ТНТ и НТВ, входящих в «Газпром-медиа». Другим сайтам придется этот контент убрать. 

Генеральный директор Агентства прикладных коммуникаций, доцент МГИМО Владимир Вагин считает, что приобретение RuTube — стратегическое решение для медиахолдинга, которое позволит ему успешно развивать свой телебизнес в интернете. 

— Чем именно RuTube привлек внимание «Газпром-медиа»? 

— Ответ на это очень прост: RuTube и YouTube — агрегаторы видеоконтента с огромной аудиторией. YouTube — глобальный лидер этого сегмента.

RuTube — клон YouTube. Он собирает, во-первых, только отечественный контент, а значит, его возможности ограниченны, а во-вторых, ролики часто не очень качественные. Слабая контентная составляющая вообще основная проблема всех видеохостингов. Из этого следует, что долго развиваться самостоятельно проект не сможет: на одном непрофессиональном, да еще и российском, видео далеко не уедешь. Поэтому после того, как некая критическая масса непрофессионального видео была собрана, пользователи начинают воровать ролики у телеканалов. Вот ВГТРК до сих пор перевозбуждена от того, что кто-то выкладывает ее программы в интернет и даже предъявляет иски.

Честно говоря, лично я не очень понимаю, отчего телевизионщики так бесятся. Новости живут ровно столько, сколько они актуальны. Чаще всего после выпуска новостей их ценность становится нулевой. Поэтому из-за того, что кто-то их выкладывает в Сеть, хуже никому не будет. Тем более что до недавнего времени не существовало технологии, которая продлевала бы новостям жизнь. Теперь это стало возможным благодаря видеохостингам. И руководство «Газпром-медиа» быстро смекнуло: они смогут собирать профконтент, если он будет соответствующим образом подготовлен.

— А почему контроль над RuTube был передан в рамках медиахолдинга именно ТНТ? Хотя официально эту информацию стороны сделки не подтверждают, известно, что оперативный контроль над хостингом перешел от его создателей к телевизионщикам, а конкретнее — к гендиректору «ТНТ-Телесеть» Роману Петренко.

— ТНТ владеет уникальным для России контентом: короткими, нарезанными и очень популярными роликами. Это «Наша Russia», Comedy Club и другие подобные юмористические передачи, которые предлагают нам 3—5-минутные скетчи с фактически законченным сюжетом.

Таким образом, получая RuTube и выкладывая там свои ролики, телеканал капитализирует собственный контент и сможет продавать его повторно, уже в интернете. Это гениальное решение, удивляюсь, почему оно не пришло им еще раньше. Контент есть, платформа есть — можно начинать зарабатывать.

При этом эти новые, адаптированные для интернет-формата ролики могут идти уже с новой рекламой, а не той, которая была в телевизоре. А это, естественно, дает дополнительные возможности для заработка. За счет этого доступ к порталу сохраняется бесплатным.

— Вы думаете, бесплатный доступ сохранится?

— Есть две модели: бесплатный доступ, но вам за это будут показывать рекламу, или платный, но без рекламы. Я думаю, вполне возможен компромиссный вариант.

— Что изменится в RuTube после того, как он стал частью «Газпром-медиа»?

— Думаю, его капитализация вырастет. После того как Google купил YouTube, его капитализация выросла в разы, хотя и до этого была сумасшедшей. Поэтому перспективы RuTube могут быть очень неплохими. Теперь для него главное — получить якорный контент, все остальное подтянется само собой.

— А зачем «Газпрому» понадобилось фактически менять команду разработчиков, изначально управлявших проектом, на своих людей с ТВ?

— Интернет и ТВ — это два абсолютно разных бизнес-стиля. Ребята, которые это создавали, ориентировались на нормы интернета. Если в RuTube приходит профессиональный телеконтент, то тут начинают работать совершенно другие принципы и нормы прибыли. Этим должны заниматься телевизионщики. У ТНТ уже есть богатая библиотека телепередач и кино, нужна лишь площадка, где они адаптируют его к интернету. Собственно, сами интернетчики тут не нужны.

— Если на RuTube станет в разы больше профессионального телеконтента, что может произойти с непрофессиональным видео: его станет меньше, к нему будут применяться более строгие критерии отбора? Ведь сейчас на видеохостингах слишком много трэша.

— Если компания решит, что трэш им не нужен, повысить планку требований к присылаемым материалам очень просто. За счет модерирования или как-то еще.

Можно объявить конкурсы по номинациям и каждый месяц выдавать маленькие призы лучшим видеороликам: это автоматически повысит их качество, поскольку появится смысл «профессионализироваться». Я регулярно наблюдаю за фотохостингами — они уже «профессионализируются». Каждый хочет оказаться в числе лучших фотографов. Кроме того, если ты опубликовал чушь, на форуме скажут все, что о тебе думают. Такая некая горизонтальная модерация.

Между прочим, как в Comedy Club сегодня работают бывшие кавээнщики, то есть любители, которые теперь стали профессионалами юмористического жанра, так и тут со временем из любителей может вырасти что-то большее. Правда, на это требуется много времени.

— Вы упомянули, что у ТНТ есть библиотека контента, которую можно реализовать в интернете. У других телеканалов и продюсерских компаний, наверное, тоже?

— Да, у Первого канала, у ВГТРК, у «Централ Партнершип», причем это далеко не только новости, но и фильмы, телепередачи, кино.

— Но эти библиотеки недоступны.

— В том-то и дело. Они сидят на своих правах и пока не очень понимают, как это в золото превратить. «Централ Партнершип» изобрел свой способ: они продают свои фильмы через интернет, с собственного сайта. А ВГТРК пошли по пути «не пущать» и надавать всем по рукам, кто хочет взять их материалы. Первый канал в свое время продавал материалы региональным каналам. Теперь пришло время интернета. RuTube — одна из таких попыток.

— А чем можно объяснить интерес «Газпром-медиа» к РБК? Говорят, сделка все-таки состоится. Почему медиахолдинг так стремится в интернет?

— Мне кажется, для «Газпрома» это очень правильное решение. Имея сегодня деньги, грех не взять РБК под свое крыло. Но в этой сделке, если она состоится, совсем нет интернет-логики, это другое. РБК всегда делал мощные, стабильные проекты. У них лучшее деловое ТВ: другие тоже пытались, но равных нет. РБК — это деловой портал № 1. Если посмотреть на результаты работы РБК по итогам 2008 года, они будут, я уверен, далеко не такие плохие, как их отчетность в целом. Да, они инвестировали на фондовом рынке, да, не очень удачно. От этого и убытки. А не потому, что плохие результаты показал профильный бизнес.

Анастасия Алексеева