Как записаться в резерв к Медведеву и Путину?

На модерации Отложенный

Власть признала, что в стране кадровый голод. О необходимости решать проблему президент Медведев сказал и в своем Послании Федеральному собранию. 
 
Как же власть намерена ее решать? Где станет искать чиновные таланты? И что за люди окажутся в итоге на «скамейке запасных» в команде высшей лиги страны? 
 
«Охота за головами»
 
С самого начала президентства Дмитрий Медведев заговорил о кадровом голоде власти, о том, что нет у нее «скамейки запасных». На совещании по этой теме признался: «Каждый раз ломаем головы, как найти кадры для замещения высших должностей в регионах». И раскрыл сложившуюся ущербную кадровую кухню власти: «Решения о замещении должности порой принимаются по знакомству, по принципу личной преданности или, что наиболее отвратительно, за деньги, то есть должности продаются».
 
В своем первом Послании президент Медведев объявил о необходимости организовать «масштабный и системный поиск талантов», «вести настоящую «охоту за головами», чтобы в науку, бизнес, госуправление, муниципальную власть пришли талантливые профессионалы. Программа «Кадровый резерв» должна быть запущена до конца года. Чиновная смена, по замыслу президента, должна оформиться в базу данных и включать три уровня: муниципальный, региональный, федеральный, а лучшие управленцы войдут в кадровую «президентскую тысячу». 
 
Но программа подготовки новых управленцев начала разрабатываться еще во время президентства Путина. Назвали проект «Кадровый резерв - профессиональная команда страны». В сентябре при участии руководства кремлевской администрации был сформирован отряд координаторов, своего рода «рекрутов» из российских городов, которые должны искать молодых лидеров в регионах. Предполагается, что в будущем они будут распределены по властным, партийным структурам, в госкорпорации (в которые Медведев уже давно предложил назначать не больших чиновников, а независимых директоров). 
 
Рассказывают, что на специальном «напутственном» совещании один из этих «рекрутов» сказал, что по отбору кадров будет советоваться с губернатором. Большой кремлевский чиновник тут же припечатал его: мол, вы уже профнепригодны для проекта, не те у вас мозги, нам не шлагбаумы нужны, а открытые ворота для талантов, в современное управление нужны люди инновационно мыслящие, а не такие, что научились лишь разруливать финансовые потоки. 
 
К чему, собственно, на хлебных должностях многие чиновники сегодня и прилагают свои управленческие таланты. 
 
Как заполнить «скамейку запасных»?
 
- Кадровый голод власти четко обозначился во время нынешнего экономического кризиса, - поделилась мнением с «Комсомолкой» директор центра изучения элиты Института социологии РАН доктор социологии Ольга КРЫШТАНОВСКАЯ. - Даже скорее голод не кадровый, а интеллектуальный: ведь никто, кроме правительства, не предложил действенных мер по выходу из кризиса, в том числе из критиков правительственной программы. Была надежда на бизнес, но тот лишь выстраивает сценарии ужасов, пугает друг друга и всех. 
 
Кстати, первый вице-премьер Шувалов рассказал недавно, что в «Белом доме» сейчас очень внимательно слушают бизнес. Но тот, похоже, не антикризисные меры излагает, а денег от государства хочет урвать.  
 
- Умные люди хотели бы работать во власти, но как попасть - не знают, - объясняет проблему кадров Крыштановская. - С другой стороны, власть нуждается в умных людях, но не знает, где их искать. Возможно, поиск, задуманный Медведевым, поможет. 
 
- Именно нехватка мозгов станет для России серьезным вызовом в ближайшее время, - прогнозирует директор Института стратегических оценок и анализа Вагиф ГУСЕЙНОВ. - В советское время была отстроенная четкая система кадрового резерва, управляемая из ЦК КПСС. Но ее отбросили на свалку истории в ельцинскую эпоху, считая, что и в кадровом вопросе, как в экономике, рынок все расставит на места. Но с кадрами в России так пока не получается.

Соглашается с политологом и социолог Крыштановская:
 
- На самом деле в советской сетевой системе подготовки кадров - через комсомол и партию - многое можно было бы перенять. Некоторые категорически возражают: мол, советская кадровая система и подготовила себе могильщиков. Но это не совсем так, это была стройная система подготовки и переподготовки на следующий уровень роста по всей стране.
 
Не расстанусь с комсомолом
 
- Москва перестала всасывать в плановом порядке кадры из регионов, как это было в Советском Союзе, - анализирует прошлую систему политик Алексей МИТРОФАНОВ. - В СССР была четкая система ротации - начиная с райкомов кадры были в поле зрения Москвы, раз в год проходили собеседования и, если нормально работали, каждые три года получали повышение. Как в армии: лейтенант точно знает, что если и не станет генералом, то до подполковника точно дослужится. Любой инструктор комсомола четко знал, что через какое-то время при хорошей работе по ротации займет место завотделом, затем секретаря райкома, потому что он в системе. А не будет сидеть инструктором до пенсии, пока неизвестных друзей влиятельных людей назначают министрами. Потому в кадровом котле варилась вся страна, а не только Москва и Питер. Секретарями ЦК КПСС были Капитонов из Ивановской области, Лигачев - из Томска. А сегодня замгубернатора, если он не чей-то друг, точно не имеет возможности претендовать на должность в Москве.
 
Политолог Гусейнов вспоминает, как в свою бытность первым секретарем ЦК комсомола Азербайджана искал кадры.
 
- Приехал на Бакинский завод, познакомился с 25-летним замначальника цеха, электронщиком, - рассказывает он. - Разговорились, парень рассказал, что служил после института в Германии, был командиром взвода.

Молодец, думаю, в 20 с небольшим лет уже командовал. Через полгода пригласил его инструктором в ЦК, потом он стал завотделом, через несколько лет - секретарем ЦК. И так работали все руководители по всей стране, лично присматривались к людям и двигали их.
 
Как научить работать за идею?
 
Директор центра изучения элиты Крыштановская напоминает, что прописанных критериев отбора в прошлой кадровой системе не было:
 
- По скрытому языку элиты подразумевалось, какие люди должны быть в номенклатуре. Теперь в кадровом деле стоят две задачи: избавляться в управлении от балласта, в чем и финансовый кризис может помочь, так как потребует сокращения расходов на госаппарат, и искать современно мыслящих людей.
 
Психолог, коуч Александр КИЧАЕВ, один из тренеров программы подготовки президентских кадров, которых найдут региональные координаторы-«рекруты», рассказал нам:
 
- Проект предусматривает поиск и подготовку лидеров нового типа для федерального кадрового резерва. Эдакая свежая управленческая кровь. Новые люди из кадрового резерва должны научиться понимать, кто такой харизматичный лидер, какова его роль в обществе, как надо строить команду, как правильно общаться, ставить задачи и добиваться их выполнения. Главные критерии отбора управленческих талантов - компетентность, способность к инновационному мышлению, отсутствие негативного прошлого, здоровая мотивация, чтобы не деньги, не личное обогащение были главным для человека, который хочет управлять, а идея работы на благо страны.
 
Наверное, труднее всего будет научить молодых прагматиков работать за идею. Хотя один из главных критериев, как напутствовали «рекрутов» в Москве, - будущий управленец должен быть прежде всего патриотом.
 
Но ведь и идея может быть не расплывчатая и не реальная, как у комсомола - коммунизм, а вполне зримая, например, очень высокий пост в будущем, на которых чиновники в России никогда не бедствуют, даже и без взяток.  
 
В течение ближайшего месяца «рекруты»-координаторы в регионах сформируют базы данных. Потом их будут анализировать в Москве. С января планируется начать подготовку управленцев. Причем «рекрутам» дана установка, чтобы подбор осуществлялся не по партийной принадлежности (то есть не только, допустим, из членов партии власти), но и из беспартийных, и из других партий, пусть даже и из КПРФ. Способных, как напутствовали из Кремля, не плыть по течению, а менять ситуацию вокруг себя.
 
Кто нужен власти?
 
Критерии отбора (о которых «КП» рассказали сами координаторы, ищущие «новобранцев»): возраст 25 - 45 лет, высшее образование, компетентность, активная жизненная позиция, интеллект. Претендент должен быть патриотом, доказать, что уже чего-то достиг в жизни и стремится к большему. Умеет слушать и слышать чужие мнения, работать в команде, не боится ответственности. Для начала желающий должен заполнить анкету с общими вопросами - образование, возраст, сфера деятельности, жизненные задачи, профессиональный опыт, достижения, карьерные мечты и т. д. Потом, если анкета в порядке (проверять ее будут в Москве), можно будет принять участие в тестировании. Проверят уровень интеллекта - IQ, для чего надо будет решить задачи на логическое мышление, протестироваться на умение принимать оптимальные управленческие решения: например, ЧП на производстве, ваши действия?

В состав комиссии по отбору кандидатов на управленческие должности входят полпреды президента в федеральных округах, ректоры Московского и Санкт-Петербургского университетов, председатель РСПП и другие известные люди.  
 
Однако это только начальные шаги по формированию кадрового резерва власти. Призывы будут идти постоянно. Пока наконец власть не заполнится управленцами с современным новаторским мышлением.
 
Кстати, набор кадрового резерва уже вовсю идет в регионах. Как выглядит анкета для тех, кто хочет попасть в резерв, и телефоны координаторов можно узнать здесь.
 
Подножка старой гвардии
 
В будущем у новых администраторов, пусть даже и «откомандированных Кремлем», когда они начнут работать, наверняка возникнут разногласия со старой чиновной гвардией. Особенно в регионах. Маловероятно, что несказанно обрадуется губернатор, если к нему в замы будет направлен Москвой молодой амбициозный парень, чтобы, возможно, подсидеть его. Опытному аппаратчику (а наши главы регионов в аппаратных играх - суперпрофи) не составит труда доказать профнепригодность молодого карьериста, а то и просто подставить его, если зарвется. «Как приедет такой «юноша бледный со взором горящим» или, наоборот, «румяный комсомольский вождь», так и уедет, - засмеялся нашему вопросу один из больших региональных начальников. - Главное - опыт. Да и местные элиты его не примут».
 
Да, можно представить себе нервические телодвижения так называемых местных элит, которые годами выстраивали нужные им взаимоотношения с властями, и вдруг какой-то «инновационно мыслящий мальчик» становится во главе региона и заставляет всех работать эффективно, а главное - прозрачно. Засада!
 
Да и в столичных ведомствах, где десятилетиями складывались свои «административные ценности», где традиционно сильна роль аппарата с его изощренными аппаратными игрищами вкупе с твердолобой чиновной косностью, молодому новатору придется нелегко.
 
Будут, наверное, и ошибки с кадрами. Кого-то из новобранцев может «попереть» от собственной значимости, возможностей и высочайшей поддержки.
 
Но какой выход? Иначе как через прорыв кадровый голод в стране не насытить. И коррупцию - беду, которая теснейше спаяна с кадровым вопросом, не победить. Ни законами, ни тем более осуждениями и заклинаниями.

Лариса Кафтан