Кого спасут при девальвации?

На модерации Отложенный

Призрак бродит по России, призрак девальвации рубля. По данным Банка России, чистые продажи долларов и евро выросли в октябре по сравнению с предыдущим месяцем в несколько раз. Продажа долларов составила 38,6 миллиарда – это в два с лишним раза больше, чем в сентябре (курс доллара вырос в октябре на 5 %). А поскольку все помнят, что кризис пришел из Америки, то продажа евро выросла почти в семь раз, и ее объем составил в октябре 3,4 миллиарда.

"При цене нефти в $ 50 за баррель возникает давление на обменный курс рубля", – предупредила ИК "Тройка Диалог" в своем обзоре. Увы, именно такую картину цен на нефть мы сегодня и наблюдаем. Так что прогнозы аналитиков "Тройки" о том, что будет делать страна при ослаблении рубля на 30 %, кажутся, конечно, очень пессимистическими, но отнюдь не утопическими.

К тому же глава Центробанка Сергей Игнатьев уже заявлял на брифинге в правительстве: "Я не исключаю повышения гибкости валютного курса рубля, может быть, в нынешних условиях с некоторой тенденцией к ослаблению рубля по отношению к иностранным валютам". Многие эксперты тут же прокомментировали это заявление как признание ЦБ в том, что девальвация рубля неизбежна.

Можно, конечно, не спешить с ними соглашаться, а поверить тому, что через несколько дней пообещал помощник президента РФ Аркадий Дворкович, заявивший о том, что власти не допустят девальвации. "Если нефть подешевеет до 30-35 долларов за баррель, ослабление рубля может составить несколько процентных пунктов, а если до 8 долларов, как в 1998 году, – 20 %", – заявил он. А на следующий день первый вице-премьер правительства РФ Игорь Шувалов в беседе с журналистами в Кишиневе пообещал: "Не ждите от нас никаких сюрпризов, связанных с курсом рубля. Их не будет. Мы действуем абсолютно прозрачно в рамках тех заявлений и политики, которую проводит Центральный банк России. Никаких резких колебаний курса не будет".

Но, увы, российские граждане не слишком прислушиваются, а главное – не слишком верят обещаниям представителей власти, когда речь заходит об их кровных сбережениях. Вывод денег с банковских счетов, покупка наличной валюты и закладывание ее "под матрац" происходят сегодня в размерах, напоминающих, как принято выражаться, "

лихие 90-е". Фактически, несмотря на стабильность последних лет, в подсознании граждан рубль остался все тем же "деревянным".

Это очень плохая примета: спрос на доллары увеличивается, а потому курс доллара по отношению к рублю снова пойдет вверх (с 1 августа по 11 ноября официальный курс доллара в России уже вырос на 15 %). Отток валютных резервов Центрального банка России ускорится, а чем он больше, тем очевиднее девальвация рубля.

Что еще больше настораживает, так это поведение экспертов: даже не обсуждая возможности избежать девальвации национальной валюты, они дружно рассуждают о том, как лучше: чтобы все произошло постепенно или сразу, как в 98-м. Одни указывают на то, что в октябре 2008 года российские золотовалютные резервы (ЗВР) снизились на 67 миллиардов долларов и продолжают таять. Падение нефтяных цен и отток капитала за рубеж уже в ближайшие месяцы могут привести к дальнейшему сокращению валютных резервов и спровоцировать еще один виток спекулятивных атак на рубль. К тому же в таких условиях одновременно поддерживать стабильность курса валюты и тратить резервы на подпитку ключевых банков и компаний просто невозможно (это, судя по словам Игнатьева, прекрасно понимают и в Центробанке). Да и как не понимать: отток капитала в августе и сентябре составил 33 миллиарда долларов, в октябре, по сообщению Игнатьева, – уже 50 миллиардов, а эксперты уверены, что он продолжится и в дальнейшем, хотя, возможно, и в несколько меньших объемах.

Стоит ли удивляться тому, что прогнозы экспертов в последнее время поражают своим пессимизмом. Вот, например, мнение эксперта Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, судя по всему, уже уверенного в том, что от девальвации не уйти: причинами ее могут стать сильное падение золотовалютных резервов (что мы и наблюдаем), продолжение накачки экономики государственными рублевыми ресурсами и активная продажа валюты за рубли Центробанком. И тут же следует хладнокровное предложение: если среднегодовая цена на нефть не упадет ниже 65 долларов за баррель, платежный баланс можно сводить, обесценивая рубль к доллару примерно на 10 % ежегодно. Целый ряд аналитиков также одобряет решение ЦБ перестать цепляться за нынешнюю стоимость валютной корзины и дать курсу рубля ещё немного понизиться.

Сразу, правда, возникает несколько вопросов: а если нефть упадет ниже указанного уровня, каково должно быть годовое снижение курса рубля? И главное – какие программы социальной поддержки нищающего населения готовы предложить авторы столь долгосрочной программы?

Стоит отметить, что раздаются и голоса экономистов, призывающих, в противовес мнению правительства и Центробанка, сделать девальвацию разовой. И провести ее, по их мнению, надо как можно быстрее (лучше всего прямо сейчас) и как можно крупнее: чем она больше, тем скорее экономика и население поверили бы в то, что мы достигли "дна" кризиса, и быстрее бы возобновился экономический рост.

Интересно, как представляют себе эти люди веру населения в то, что они достигли дна кризиса? Это – вера в то, что завтра не на что будет купить буханку хлеба? Это – растаявшие "похоронные" сбережения стариков? Это – грань социального взрыва, или уже за его гранью?

 

Спасение от последствий девальвации – в четкой социальной политике государства

Целый ряд очень доброжелательно настроенных к своим согражданам специалистов уже не первый день советуют им разделить свои средства на три равные части, чтобы хранить одну в рублях, вторую – в долларах, третью – в евро. И никто не задал до сих пор самый простой вопрос: какую сумму сбережений стоит так вот сохранять? Тысячу рублей, пять тысяч, десять? Или же тем, у кого нет минимум десяти тысяч долларов, лучше вообще ничего не делать?

 

Девальвации нам уже не избежать, более того, в своем плавном варианте она уже началась.

Между прочим, первый вице-премьер Игорь Шувалов во время уже упомянутой беседы с журналистами заявил, что к действиям, направленным на колебания курса рубля, правительство подталкивают те, кто перевел рублевые средства в валюту "и теперь хочет заработать". Увы, но это естественно: предприниматели и банкиры существуют именно для того, чтобы зарабатывать деньги. А правительства – для того, чтобы этот процесс не приводил остальное население страны на грань нищеты.

Девальвации, повторимся, не избежать, но чрезмерных ее последствий для пенсионеров, бюджетников, безработных и других, не слишком оплачиваемых слоев населения, избежать необходимо. Нищета опасна для страны. И вопрос именно в том, что сделает власть не для банкиров и промышленников, а для простых граждан, для тех, кому она обязана помочь. Ведь спрятанные под матрасом несколько бумажек с портретом Бенджамина Франклина – не спасение. Спасение – в четкой социальной политике государства. Увидим ли мы ее?