Почему у российских либералов нет будущего
На модерации
Отложенный
Классическое описание партийно-политической конструкции под названием "всеохватная" партия таково: все конфликты разрешаются внутри партийного аппарата такой партии, а публичная политическая жизнь исчезает. Прямой аналогией с такой системой в российской ситуации вроде бы выступает "Единая Россия". Но ЕР в свое время создавалась, исходя отнюдь не из концепции "партии для всех", а из концепции партии власти. Ее идеологическое и электоральное позиционирование играло подчиненную и вторичную роль относительно главной задачи: быть политическим интерфейсом власти.
Российская власть в первую очередь реагирует на запросы тех, кого принято называть простыми людьми. Поэтому ее повестка весьма близка к социально-ориентированной. И хотя путинский или путинско-медведевский курс нельзя обозначить как "левый", левая составляющая там самая значительна.
Либеральный проект: маргиналы, миф или реальная сила?
Наибольшие споры вызывает либеральная составляющая государственной стратегии. Здесь стоит очертить те силы, которые у нас в большей или меньшей степени ассоциируются с либеральной идеологий. В "ЕР" есть группа, которая называет себя либерал-консерваторами. Но, на самом деле, это очень условные либералы.
Наряду с ними в российской партийно-политическом пространстве в свое время был запущен целый ряд лоялистско-либеральных проектов - перепрограммированная "Гражданская сила" и ДПР. В первую очередь, они были направлены на упокоение СПС, который к тому моменту был давным-давно мертв. По большому счету, и эти проекты оказались мертворожденными.
Сегодня всю эту мертвечину-Франкенштейна используют в качестве строительного материала для "вылепливания" нового монстра. Что получится - пока не понятно. Удастся ли создать новую парламентскую партию, подпадающую под легитимированное нашим президентом понятие "малая партия"? Или "Правое дело" станет братской могилой, на что я очень надеюсь?
Этот проект необходимо прекратить. Либералы в масштабе российского политикума - это микробиологическая величина, которую упорно и, на мой взгляд, совершенно бессмысленно, пытаются масштабировать покрупнее. Но и электорально, и исторически они - абсолютная маргиналия, за которой нет ничего содержательного. И хотя на определенном этапе они оказались исторически востребованы, их время ушло.
Коммунисты действительно есть, вне зависимости от того, будут их поддерживать, травить или не будут обращать на них внимание. Есть националисты (если угодно - национал-экстремисты). Что касается российских либералов, то их нельзя рассматривать как политическую силу в традиционном смысле этого слова. Их поддерживает очень тоненькая, крайне неорганизованная, внутренне-склочная прослойка в больших городах. Без внешней воли жизнеспособную партию правые создать сейчас не в состоянии.
Однако либералов нельзя назвать совсем маргинальной силой. Они есть, потому что их искусственно вытягивают их адепты во власти, конкретнее, экономический блок правительства, люди, руководящие российскими финансами и экономикой в целом. Поддержка, оказываемая либералам на столь высоком уровне, основывается на иррациональном убеждении в необходимости их присутствия в политическом пространстве. Никакого рационального объяснения этому мифу не существует.
Но даже если предположить, что Кудрин либерал, из этого не нужно делать далеко идущих выводов. Свою политику он проводит в рамках общей линии, которая никак не может быть названа "либеральной".
Начавшиеся недавно разговоры о предстоящем "либеральном реванше" не имеют под собой надежного основания. Даже если сделать допущение, что "либеральный реванш" возможен, я убежден, что он будет недолгим. Когда в организм попадает инфекция, нужно время, чтобы иммунная система ее переборола.
Классический случай подобного заболевания - это пресловутые 1990-е.
Всякий раз, когда мы пытались демократизироваться по "западному", все эти затеи оборачивались резким спадом и развалом. После чего всякий раз приходилось начинать заново. Главное достижение нашей политической системы - это стабильность, предсказуемость, управляемость, направляемость. В основе нашего политического режима должна лежать идея единства, целостности, гармонии. Все мало-мальски успешные периоды российской истории наша политика была организована именно на "восточных" принципах. Поэтому любые меры по ограничению политической конкуренции оправданы. Конкурентность - не наша ценность, она привнесена в наш организм. Мы можем воспринимать ее в каких-то ограниченных пределах, но построить на конкурентности российскую политическую систему невозможно.
Обамизация мира - перспективы российских либералов
Возможно, Россию ждет переформатирование партийно-политических предпочтений, в связи с выстраиванием новой мировой идеологии.
Большая часть российских либералов не только не левые, но болезненно антилевые. Они ненавидят коммунистов и социалистов. Им чужды госрегулирование и государственные стандарты. Это коренным образом отличается от представлений о либерализме в США.
Американский либерал в российской системе координат - это, скорее, умеренный левый. Так, Обама признает капиталистическую систему и свободный рынок, но, вместе с тем, считает необходимым их модернизировать в целях повышения социального регулирования экономики государством. Такая повестка в России является левой. Но в американской системе координат Обама, безусловно, - либерал.
Проблема Обамы заключается не в том, что он левый, скрытый мусульманин, скрытый экстремист, революционер, ненавистник Америки - это набор традиционных антиобамовских филиппик. Главная проблема Обамы в том, что он абсолютно не готов к роли лидера державы.
Я не раз называл его американским Горбачевым, но это очень условное сравнение, не исчерпывающее всей опасности этого феномена. Общность ситуации в США сегодня с перестроечной в СССР в том, что великая держава находится в кризисном состоянии, а лидером в ней в результате сбоя механизма кадровой и политической селекции становится выскочка. В случае СССР это был колхозник Горбачев. В случае Америки это выскочка из чикагских негритянско-демократических кругов, без году неделя в Сенате. По большому счету, Обама - никто. Он способен на любую глупость, какая только доступна человеческому воображению.
Однако, несмотря на все это, можно точно сказать: обамизация мира будет отнюдь не в логике вашингтонского консенсуса, который некоторые либералы до сих пор почитают как символ веры. Наоборот, это будет волна, которая окончательно уничтожит неолиберализм.
Обамизация мира может, с одной стороны, оживить левое движение в России, а с другой стороны - вывести его на какой-то качественно новый уровень. Окончательно отойдут в сторону, может быть, даже исчезнут коммунисты. Появится повод и основание для реорганизации левого сегмента, который, в отличие от либерального, насыщен людьми, обладает пассионарностью и по-настоящему востребован на электоральном уровне.
Очень важно, как на это среагирует власть, как на это среагирует "Единая Россия". Можно отрицать возможность левого поворота, символом которого является Обама. А можно действовать по логике - если процесс нельзя остановить, его надо возглавить. Разве не может полеветь та же "Единая Россия"? Партия, которая изначально создана не как объединение идеологических единомышленников, а как политический интерфейс власти может придерживаться догм, не окрашенных в идеологические краски.
Виталий Иванов
Комментарии