Зачем звонить \"02\"?

На модерации Отложенный

Каждый житель России знает, что, обратившись в милицию, он как будто открывает ящик Пандоры, и что его ждет — неизвестно.

Даже просто столкнувшись с сотрудниками правоохранительных органов, мы рискуем в лучшем случае нарваться на грубость, а в худшем… об этом лучше даже не думать. Чем мы рискуем, вступая в контакт с рыцарями щита и меча, и как выйти победителем, соприкоснувшись со структурой МВД? 

«Милицейская тема в Тime Оut — это шутка?» — удивлялись коллеги и друзья, узнав о наших планах. У меня нет никакого стремления быть более социальным. Наоборот, социальные темы и политику я пытаюсь загнать на периферию своего сознания. Иначе можно просто с ума сойти. Но мимо общения с работниками милиции нормальному человеку, жителю города пройти просто невозможно. Может быть, оно не так необходимо и регулярно, как визиты к стоматологу. 

Но все же… Так как наши социальные службы фригидны и импотентны, их роль во многом отдана милиции. Ну, например, приехала к вам домработница. Ее надо зарегистрировать. Куда и к кому вы идете? Получение паспорта — та же история. А все, что связано с вашим личным транспортом? О-о-ох… В Европе социальные функции давно не входят в сферу деятельности полиции. Там, конечно, все очень бюрократично. Приходишь в какой-нибудь Sozialamt, получаешь квиток с номером, ждешь своей очереди. И в одном (максимум трех) кабинете решаешь свои проблемы. Еще один важный момент. В Европе все компьютеризировано. За тобой реально наблюдает «Большой брат». За исполнением правил дорожного движения следят беспристрастные камеры, за нормами житейского поведения — те же самые камеры, только поменьше, вмонтированные в городские ландшафты. За финансовыми правонарушениями — банковские машины. Безличные и расчетливые. Так что там обыватель почти не сталкивается с полицией. Даже снять-поставить автомобиль на учет — это просто письмо, отправленное в ближайшее отделение. 

Здесь же все по-другому. В дверь может позвонить помятый представитель органов и, представившись участковым, проникнуть в твое личное пространство. Типа с целью ознакомления. Конечно, мы имеем полное право не пускать на свою территорию кого бы то ни было. Но сам факт кажется мне диким. И социальная реклама «участковый от слова “участие”» кажется мне бездарной. «Участием» и помощью гражданам должны заниматься благотворительные, религиозные и специальные государственные организации. А участковый, бывший околоточный, должен поддерживать порядок в своем районе и оперативно откликаться на жалобы. 

Конечно, глупо возмущаться жесткими действиями омоновцев и других представителей правоохранительных структур на спортивных матчах, политических демонстрациях и культурно-массовых мероприятиях. Что еще ждать от малообразованных, малообеспеченных агрессивных парней, приехавших из разных регионов и наконец-то получивших возможность проучить зажравшихся москвичей? Сама система подготовки и воспитания милиционеров трещит по швам. Хотя конкурс в Высшую школу милиции больше ста человек на место. Но вы же понимаете почему. Глупо упрекать зарвавшихся милиционеров. Государство должно определиться со своими ценностями и приоритетами. Прежде всего в отношении человека и его места в обществе, а не в области углеводородов. Пора перейти от абстрактного патриотизма к конкретным человеческим ценностям и вживить это в курс подготовки любого человека, связавшего свою профессию с силовыми структурами. 

Иначе мы будем сталкиваться с той ситуацией, которая у нас, собственно говоря, и происходит — когда «внизу» милиционеры безграмотны и злы, и единственное, что ими движет, — это жажда наживы. Те, кто хотя бы раз ходил в отделение милиции для того, чтобы заявить о преступлении, знают, с какой неохотой машина МВД заглатывает эти исписанные неровным почерком бумажки. Вы будете часами стоять перед окошком дежурной части, глядя в честные, открытые лица милиционеров, спешащих куда-то по своим милицейским делам. Заикаться о том, что вы честный налогоплательщик и милиция существует на ваши налоги, совершенно бессмысленно. Вам просто засмеются в лицо. Как ни крути, но они действительно живут на наши с вами налоги. А так как у нас одна из самых низких налоговых ставок в мире, то и живут честные милиционеры не очень-то… 

Хотя если говорить о реальности, то надо признать, что образцовая ситуация общения с милицией на сегодняшний день сложилась у обывателя с автоинспекцией. В 90% случаев инспектор и водитель расходятся полюбовно, договорившись о сумме штрафа прямо на дороге. Михаил Фридман в своей давнишней ироничной статье в «Коммерсанте» о зле либерализма задавался вопросом «А готовы ли мы жить в правильном мире и платить по счетам?». Например, в Европе штрафы за нарушения ПДД действительно колоссальны. И наказание неотвратимо. Вплоть до потери возможности управлять автомобилем. Уж не лучше ли в этом случае решить проблему, сунув деньги? Если страна не готова к либерализму, то либеральные законы смотрятся обременительными и смешными, не подходящими нашему стилю и образу жизни. Да, но когда эти методы решения проникают в уголовные дела, то становится немного не по себе. 

В случае когда можно открыть-закрыть почти любое дело, подтасовать доказательства, «договориться» с прокуратурой… Это ведь то же самое, что с автоинспектором. Только цена другая. А если пострадавший ты? Или твои друзья? В какую финансовую гонку ты должен вогнать себя для, казалось бы, справедливого решения? На что остается надеяться? На русский авось? Что, не дай бог, оказавшись в неправильном месте в неправильное время, ты все же встретишь нормальных людей с правильной мотивацией. А если нет? Об этом и думать не хочется.

Копы на экране

«Жестокий полицейский», Такеши Китано, 1989

Полицейский Азума (Китано) жестоко мстит развязным якудза за свою умственно отсталую сестру, которую бандиты приучили к сексу и посадили на героин.

Фильм стал режиссерским дебютом комика Такеши Китано и, в силу своей оголтелой самурайской морали, помог Китано избавиться от репутации японского Петросяна.

«Плохой лейтенант», Абель Феррара, 1992

Лейтенант (Харви Кейтел) действительно никуда не годится. Он непрерывно нюхает белый порошок, крадет улики, ходит к проституткам, играет на тотализаторе, мастурбирует перед приезжими девицами. При этом он не на шутку религиозен: католические храмы приводят его в такое экзальтированное состояние,что он прощает всем, кому должен.

«Грязный Гарри», Дон Сигел, 1971

Гарри (Клинт Иствуд) — коп из Сан-Франциско, который не очень уважает правила, но горячо любит справедливость. Он выслеживает и безжалостно, с нарушением гражданских прав расстреливает на стадионе «Кезар» серийного убийцу Скорпиона. И пусть фильм до сих считается примером фашистской этики — зато родимый город может спать спокойно.

«Французский связной», Уильям Фридкин, 1971

Сотрудники нью-йоркского наркобюро ведут дело о героиновом трафике. Для Попая Дойла (Джин Хэкман), самого оголтелого из них, это дело — последняя надежда вытянуть карьеру. Прожженный уличный коп кошмарит и мутузит всех, кто попадается ему на пути. Сцена преследования вагона метро полицейской машиной считается эталонной кинопогоней.

«Мой друг Иван Лапшин», Алексей Герман, 1984

Сплоченная компания оперов города Унчанска живет душа в душу. Мужчины играют в шахматы и в художественную самодеятельность, спят в одной комнате на раскладушках, вместе ходят на работу через парк, скрипя на морозе кожаными пальто, и мочат из наганов всякую блатную свoлочь. Не очень ностальгический портрет коммунистов начала 30-х.

Когда милиция приходит к вам

1. Многим знакома ситуация, когда в квартиру позвонил человек в форме и произнес: «Откройте, милиция!» Что делать? Вы милицию не вызывали и преступлений не совершали. Так что дверь можно не открывать. Жилище человека в соответствии со ст. 25 Конституции РФ неприкосновенно, и никто не имеет права вторгаться в него без согласия хозяина. В следующий раз, когда к вам в дверь позвонит неизвестный в форме, спросите его фамилию, имя и отчество, а также должность и конкретное место работы. Потом позвоните в дежурную часть вашего отделения милиции и спросите, работает ли у них такой сотрудник и находится ли он в данный момент на службе. Нелишним будет зайти на опорный пункт милиции и узнать, кто ваш участковый. А еще лучше — познакомиться с ним. Граждан участковые обычно принимают в будние дни с 18.00 до 20.00.

2. Вам в дверь позвонил или на улице вас остановил человек в штатском или в форме сотрудника милиции, представился оперуполномоченным, дознавателем либо следователем и попросил быть понятым. Чтобы обезопасить себя, нужно выяснить личные данные сотрудника и попросить у него служебное удостоверение. Если вы, к примеру, живете один (одна), то позвоните соседям и попросите их выйти вместе с вами на лестничную клетку, после чего можете смело открывать дверь. В случае если к вам обратились на улице, то оставайтесь в людном месте, пока не убедитесь, что это действительно сотрудники милиции. Согласившись быть понятым, вы выступаете в роли стороннего наблюдателя за тем, что происходит в вашем присутствии. Не подписывайтесь под тем, чего вы не видели. Таким образом вы предупредите возможный милицейский беспредел.

3. Ваши личные документы могут потребовать, лишь когда есть достаточные основания считать, что вы совершили преступление или административное правонарушение. Но помните: проверять документы вправе только сотрудники милиции, несущие службу в данный момент. И прежде всего они должны представиться, а именно — назвать фамилию, звание, должность, место работы. Существует приказ ГУВД г. Москвы №98 от 22 февраля 2003 года «О мерах по усилению контроля за соблюдением сотрудниками профессиональной культуры, вежливым и внимательным обращением с гражданами». При грубом обращении можно сообщить обнаглевшему сотруднику, что вы пожалуетесь его начальству. Соблюдение этого приказа в ГУВД г. Москвы находится на особом контроле. Жалобы следует дублировать на разные адреса: начальнику ОВД (или УВД, или РОВД), в местную прокуратуру и в местное УСБ (Управление собственной безопасности). УСБ и прокуратуры любой милиционер боится как черт ладана, так что не стесняйтесь прибегать к их помощи. Очень важно при общении самим не грубить и не хамить милиционеру, потому как ни к чему хорошему это не приведет.

Когда вы приходите в милиция

4. Самый распространенный случай: куда-то подевался паспорт. Как правило, вы не знаете точно, где и когда именно его потеряли. Не знают этого и в милиции. Поэтому смело идите в свое родное отделение и в заявлении непременно укажите, что документ утерян именно на этой территории. Деваться им будет некуда. Впрочем, если хотите приключений, рискните честно рассказать, что паспорт вытащили у вас где-то в метро…

5. Если вы стали жертвой преступления. В первую очередь стоит заявить о совершенном преступлении по телефону 02. Так ваш звонок попадет на центральный пульт, и от вашего заявления в местном отделе милиции никак не смогут отвертеться. После того как ваше заявление приняли, бережно храните открепительный талон. Именно он является доказательством того, что вы заявляли о преступлении, и может стать той самой палочкой-выручалочкой, которая спасет вас от беды.

6. В милиции подозреваются все. И заявитель не исключение. Так что, если вы заявили о пропаже автомашины, не удивляйтесь, если сотрудники будут бросать косые взгляды и в вашу сторону. Вдруг вы мошенник, который хочет нагреть руки на страховке?! Вежливо напомните стражам порядка о презумпции невиновности.