Национализация не всегда плоха, особенно если она временная

На модерации Отложенный Мир, засомневавшись в абсолютной непогрешимости политики либерального рынка, увеличивает возможности государственного вмешательства в экономическую систему. Как только мировые экономики ощутили на себе первые признаки неизбежного кризиса, государственные регуляторы начали активное вмешательство в финансовые системы. Действия регуляторов носят совсем не рыночный характер – одного снижения ставки стало не достаточно для того, чтобы экономика ожила. Около трех месяцев назад Минфин США объявил о национализации ипотечных брокеров Fannie Mae и Freddie Mac. В октябре крупнейший британский банк RBS перешел под контроль государства. И это только начало. Насколько хороши эти методы в условиях рыночной экономики, судить сложно. Как, впрочем, и рассуждать, как без них обойтись.

В рассуждения на кризисную тему бросились ведущие экономисты, эксперты, аналитики, астрологи, опальные олигархи, и даже кризисные менеджеры, не лишенные склонности к графомании. Некоторые тезисы "антикризисного плана" бизнесмена Михаила Прохорова", например, опубликованного в "Ведомостях", явно взят на вооружение российскими властями. Глава "ОНЭКСИМа" в труде под названием "Психология момента - матрица перезагружается" приветствует психологию нового рынка, разъясняя сомневающимся ее закономерности. М. Прохоров, в частности, счел нужным избавить общественность от иллюзий, а также развенчать мифы, которыми до сих пор дышит экономическая система. Таких мифов обнаружилось шесть, а среди них постулат, что национализация – это плохо. По мнению бизнесмена, это - нормальная рыночная практика в кризисных условиях /наряду с банкротством/. "Государство всем помочь не может и не должно - акцент только на стратегические и жизнеобеспечивающие, социально значимые отрасли, - считает М.Прохоров, - а чистка слабых и укрепление сильных компаний - основа рыночной экономики".

А то, что государство в ближайшем будущем будет владеть через государственные банки большим количеством реприватизированного имущества, - исторический факт /стоимость активов меньше стоимости обязательств/, - подчеркивает бизнесмен. Проблема лишь в том, этим всем эффективно управлять без потери качества активов до момента восстановления рынков и "начала нового этапа приватизации".

До сих пор российские власти старательно избегали этой меры, декларируя, что государство прибегнет к национализации ключевых предприятий только в крайнем случае и с согласия акционеров. Власти подчеркивают, что мера будет носить исключительно временный характер. Сегодня президент Д. Медведев признал сильнейший отток капиталов из страны, но, тем не менее, не считает это основание достаточным для начала разговора о национализации банков.

"Мы должны охранить опорные, важнейшие банки, которые обеспечивают коммуникации, которые обеспечивают денежную циркуляцию в масштабах страны", сказал президент России, отвечая на вопрос французского журналиста.
Кроме того, глава государства считает важным защитить вклады граждан. Правда, президент впечатлен практикой выкупа государством значительных банковских пакетов в США и Европе. "В случае частичного перехода прав собственности к государству, это будет рассматриваться как временная мера, и рано или поздно эти пакеты вернутся на рынок", - сказал он.

Обращаясь к западному опыту, напомним, Конгресс США одобрил план спасения финансового сектора, стоимостью в 700 млрд долл, согласно которому Минфин воспользуется полученными полномочиями для того, чтобы выкупать доли в финансовых компаниях, приобретая преимущественно привилегированные акции. Экспертов интересует вопрос, насколько добровольной будет такая капитализация, и захотят ли банки видеть правительство в числе своих акционеров?

Минфин США, между тем, вчера изменил "План по спасению экономики". Если изначально предполагалось выделение 700 млрд долл на покупку неликвидных активов, то теперь государство будет напрямую рекапитализировать банки, приобретая их привилегированные акции.

"Сейчас мы считаем, что скупка "токсичных" активов не самый эффективный способ использовать средства программы", – сказал глава Минфина США Генри Полсон. Более подходящим способом поддержать финансовую систему и кредитование экономист считает вливание ликвидности. Оставшиеся 410 млрд долл пойдут на рекапитализацию, сказал глава финансового ведомства. Реакция рынка была предсказуема - американские биржевые площадки потеряли по итогам сессии в среду около 5 проц.

Не исключая возможности принятия санационных мер, глава РФ одновременно считает, что России не нужна огосударствленная экономика. "Нам нужна эффективная, рыночная экономика, которая покоится на частной собственности", - подчеркнул Д.Медведев, зачитывая ежегодное Послание президента к парламенту.

Насколько финансовый кризис изменит мир, покажет время. Но уже сейчас очевидно - эпоха свободного рынка, которой дали старт США, временно завершилась. Как ранее предсказывал Эндрю Сомерс, глава Американской торговой палаты, эпоха госрегулирования, старт которой дал нынешний кризис, продлится 10-20 лет, а в дальнейшем влияние государства на экономику плавно сойдет на "нет".

Вообще, рассуждая о роли глобализации и дальнейшей судьбе мировой экономической системы, эксперты видят два возможных сценария развития событий. Либо уровень взаимодействия и степень взаимозависимости у стран повысится, либо наоборот - каждая из стран выберет свой путь выхода из периода спада и направление дальнейшего развития.