Медики учатся жить на одну зарплату

На модерации Отложенный

Несколько дней назад во дворе астраханской Александро-Мариинской областной больницы на четырехлетнюю девочку упала тяжелая металлическая скамейка. Ко всем призывам матери врачи клиники остались равнодушны. Пришлось вызвать скорую, которая отвезла девочку в другую больницу. Но было поздно — ребенок скончался.

Безразличие и халатность медиков, по статистике, убивает до 50 тыс. россиян в год. И эта цифра вскоре может вырасти. Старый способ разбудить участие врача — сделать ему «подарок» — уже не работает. Медики боятся затеянной президентом Медведевым кампании против взяточничества. Пациенты в панике ищут новые пути к сердцам эскулапов.

Официальная статистика врачебных ошибок — «комплимент» для российского здравоохранения. В реальности картина совсем иная. «В США, которые на 37-м месте в мире по уровню медицинской помощи, из-за халатности медиков ежегодно гибнет около 100 тыс. человек — это данные официального мониторинга, — рассказывает председатель Лиги защитников пациентов Александр Саверский. — Россия находится на 130-м месте. Так что печальную цифру можно смело удваивать. Прибавьте к этому еще одну статистику: 10% инвалидов в России становятся таковыми по вине лечащего врача».

Причины тревожной тенденции лежат на поверхности. «Неправильная диагностика обусловлена неосторожностью и безответственностью врача, — пояснил адвокат, кандидат медицинских наук Алексей Тихомиров. — Это банальное безразличие. Рядовому медработнику судьба пациента неинтересна. Он сделал, что положено по стандарту, и умыл руки. Но ведь нужно лечить именно пациента, а не его болезнь».

Если государство не стимулирует медиков, это остается делать самим пациентам. По данным Всероссийского фонда изучения общественного мнения, 51% россиян давали взятку сотруднику медслужбы. И если раньше благодарность была в основном постфактум, то сейчас это заранее обусловленная сумма.

«Как правильно давать врачу на лапу?» — вот вопрос, который интересует сегодня посетителей большинства медицинских сайтов. Прописываются целые инструкции: как подойти, куда наклониться, в какой момент улыбнуться, в какой карман положить конверт, чтобы врач не обиделся и не заподозрил, что вы из ОБЭП. Последний писк моды — пополнить Интернет или телефонный счет доктора. На тех же сайтах можно найти и расценки. 2 тыс. у.е. — хорошо проведенная операция, 700 у.е. — палата без тараканов, 300 у.е. — повышенное внимание сиделки. Глядя на черный прейскурант, начинаешь верить в упорно циркулирующие в московской среде слухи о том, что место главврача рядовой больницы стоит от 60 тыс. долларов.

Впрочем, ситуация в ближайшее время может кардинально измениться. Дмитрий Медведев объявил антикоррупционную войну — врачи испугались охоты на ведьм. «У нас в поликлинике уже несколько месяцев на всю эту историю табу. Главврач сказал — ни-ни, — поделилась врач-кардиолог одной из подмосковных клиник. — Попадем под облаву, потом белый халат век не отстираем. Так что до конца года кладем зубы на полку. Брать разрешается только от близких знакомых или дальних родственников».

Как тут не вспомнишь матримониальный мамин совет: «Сынок, женись на докторше!»

Евгений Шипилов