Очарование черно-белых фотографий
На модерации
Отложенный
Выставка фотохудожника Сергея Берменьева, открывшаяся в Центральном выставочном зале «Манеж», отчетливо наводит зрителя на две мысли. Во-первых, черно-белая фотография не безнадежно старомодна, а ультрасовременна. А, во-вторых, крупноформатные портреты, собранные воедино под названием «Цой и другие...», — единственно возможный способ заглянуть в глаза известной личности. Со стен «Манежа» на зрителя взирают Мэрил Стрип и Квентин Тарантино, Иосиф Бродский и Пласидо Доминго, Валентино Гаравани, ну и, конечно, Виктор Цой. Побывать в компании всех этих людей одновременно можно будет до конца ноября.
Фотоработы Сергея Берменьева не разглядывают с близкого расстояния. Лица его героев хорошо узнаваемы, а подписи к фотографиям лаконичны — все те же известные имена и фамилии. Ближе подойти заставляют детали: прозрачные серьги Мэрил Стрип или брошь-голубка Кофи Аннана. В малом формате, так же как и во множественном числе, на выставке только Виктор Цой. Его портреты — ось экспозиции, на которую нанизаны изображения поэтов и певцов, балетмейстеров и модельеров, режиссеров и актеров. Звучит музыка группы «Кино», Джульетта Мазина загадочно улыбается соседствующему с ней Федерико Феллини, и что-то замышляют рядом друг с другом Аль Пачино и Роберт Де Ниро.
О существовании берменьевского творчества столичные зрители совсем недавно даже не догадывались.
Пока на «Фотобиеннале-2008» не показали восемь работ мастера — по преимуществу портреты голливудских знаменитостей. Работы запомнились — значительным размером, лаконичностью и внимательным взглядом каждого из запечатленных персонажей. Очевидно, что звезды (настоящие звезды, из тех, кого язык уже не поворачивается назвать «селебритис») не просто выкроили минутку на фотосессию, а согласились работать с Берменьевым долго и вдумчиво.
Герои фотохудожника ему не позируют, и именно в этом заключается разгадка того, почему работы Сергея Берменьева выглядят так естественно. Веснушки, морщины, отсутствие косметики и грима и обыкновенная человеческая усталость становятся не реалистической правдой, а правдой жизненной. И потому прекрасной. Роберт Рождественский на портрете будто готовится читать стихи, а Монсеррат Кабалье — брать очередную ноту. Цой у Берменьева курит, пожимает руки, улыбается плотно сжатыми губами. Фотоиллюстрация того, как рождается на свет новая песня. Сергей Берменьев — мастер, обладающий человеческим и художественным вкусом. Для своих работ он выбирает исключительно интересных ему самому персонажей. И одновременно персонажей, мимо взгляда которых не могут пройти все остальные.
Федор Астафьев
Комментарии