Должен ли Буш попасть на скамью подсудимых?

На модерации Отложенный

20 января 2009 года Джордж Буш передает свои полномочия Бараку Обаме. Тем самым, пишет сегодняшняя Tagesanzeiger, 43-й президент США лишается неприкосновенности перед законом и ему можно предъявлять обвинения.

Одним из тех, кто хочет начать процесс против Буша, стал Винсент Буглиози. В своей книге, ставшей в Америке бестселлером, бывший прокурор требует суда над Джорджем Бушем.

Он аргументирует свою позицию тем, что Буш начал в Ираке не оборонительную, а "преступную" войну, основывая ее на несуществующей угрозе со стороны Саддама Хусейна. Поэтому, заключает Буглиози, Буш виноват в смертях тысяч американских военнослужащих и иракских мирных жителей.

По мнению Буглиози, для того чтобы выдвинуть против Буша обвинение, нужен прокурор из того округа или штата, в котором жил погибший военнослужащий. Если найдется прокурор, продолжает автор нашумевшего бестселлера, который действительно захочет привлечь Буша к ответственности, он должен будет доказать, что Буш лгал, обосновывая необходимость войны в Ираке. Пока что, отмечает издание, этого сделать не удавалось даже при том, что сегодня мало кто сомневается, что 43-й президент США развязал войну, основываясь на ложных фактах.

Бушу могут быть предъявлены обвинения и в Европе: подозреваемые в терроризме бесследно исчезали в тюрьмах ЦРУ, многие из которых находятся на территории Восточной Европы, где под пытками у них добывались признательные показания.

Однако, отмечает автор статьи, слишком большое количество влиятельных сил совсем не заинтересовано в процессе над Бушем. "В конце концов, Бушу удалось создать в Европе тайные тюрьмы только потому, что власти европейских государств ему в этом содействовали".

В этой связи, пишет в заключение издание, возникает вопрос о возможности процесса над Бушем в Гаагском трибунале. Правозащитники считают, что это возможно. Однако дела в этот суд попадают через Совбез ООН – "а этого США никогда не допустят", отмечает профессор международного права Университета Цюриха Хелен Келлер.

Давид Вонплон