Экономические болезни Старой Европы передались и Новой Европе?

На модерации Отложенный

Когда правительства Западной Европы начали спасать свои банки и их вкладчиков, жители Восточной Европы с беспокойством наблюдали за этим процессом, будучи неуверенными в том, чем для них самих обернется глобальный финансовый кризис. Сегодня, когда кризис докатился и до них, проверке подверглись хрупкие облигации европейской солидарности.

Две страны - Венгрия и Украина - уже обратились за крупными пакетами поддержки. Еще несколько стран также могут обратиться за помощью в течение следующего месяца, в том случае, если замороженные кредитные рынки не начнут таять. Если ситуация продлится до конца года, чего нельзя исключать, то серьезные банковские кризисы могут поразить еще многие страны.

За последние два десятилетия Восточная Европа провела масштабные реформы и сделала успешные шаги к интеграции в глобальную финансовую систему. Иностранные, главным образом европейские, банки вышли на эти рынки с беспрецедентной скоростью и масштабностью. Этих банки все чаще протягивали руку помощи более рискованному малому и среднему бизнесу, а также помогали людям покупать недвижимость и открывать новые фирмы. Однако сегодня успешное финансовое развитие в этих странах дало о себе знать.

До сегодняшнего дня страны развивающейся Европы очень хорошо противостояли глобальному финансовому кризису, справляясь со спадом важных экспортных рынков и увеличивающимися расходами по займам. Однако ни одна открытая экономика не может противостоять полному закрытию кредитных рынков. Возможно, они попали в слишком сильную зависимость от дешевых кредитов, но в этом они не были одиноки.

Некоторые иностранные банки сегодня забирают ликвидный капитал из своих филиалов в развивающейся Европе. Согласно Центробанку России, только за один сентябрь иностранные банки забрали из страны более 10 миллиардов долларов. Подобные заявления делают и другие центральные банки. Если быть справедливым, то международный банк Raiffeisen объявил, что поддержит свой украинский филиал, банк 'Аваль', дополнительными 180 миллионами евро. Окажут ли поддержку другие родительские банки, работающие в регионе, своим филиалам, зависит от того, насколько серьезным будет кризис в Западной Европе.

Но западноевропейские пакеты мер по борьбе с кризисом могут еще больше усугубить ситуацию в развивающейся Европе. В то время как большинство родительских банков региона, скорее всего, из подобных мер сумеет извлечь выгоду, это совсем не означает, что подобная поддержка распространится и на их иностранные филиалы. Фактически, существуют серьезные опасения относительно того, что эти меры по борьбе с кризисом будут осуществляться за счет Восточной Европы. Некоторые правительства уже заявили, что деньги налогоплательщиков не могут использоваться для операций за границей.

Правительства развивающейся Европы, безусловно, должны играть свою роль в стабилизации финансовых систем. Однако в данном вопросе существуют серьезные рамки, которые ограничивают возможности правительств. У большинства из них нет достаточно ресурсов, чтобы противостоять внештатному давлению со стороны финансовых рынков. Предложение правительства Венгрии о расширении общих гарантий по депозитам или предоставлении гарантий ликвидности на международных банковских рынках ограничило кредитоспособность.



Чтобы пережить этот кризис, развивающейся Европе необходима поддержка извне. Прежде всего, западноевропейские лидеры должны принять меры, направленные на решение кризиса в самом его очаге, но многие наблюдатели сомневаются, что они достаточно для этого сделали. Во-вторых, им необходимо сделать так, чтобы уже принятые антикризисные меры не стали дискриминирующими по отношению к филиалам в Центральной и Восточной Европе, независимо от того, расположены ли они в границах Европейского союза или нет. В-третьих, они должны объединить силы с международными финансовыми учреждениями, как это было сделано в Венгрии, чтобы поддержать эти экономические системы.

Опыт Грузии после ее недавней войны с Россией дает представление о возможной модели развития событий. Международный валютный фонд обеспечил экстренную кредитную линию для поддержки национальной валюты, Всемирный банк координировал усилия по оказанию помощи (большая часть финансовой помощи поступила со стороны США и ЕС), а Европейский банк реконструкции и развития использовал свои знания и ресурсы для спасения финансовой системы. Пакет помощи Грузии не является завершенным делом, а обстоятельства в других странах отличаются от обстоятельств в Грузии, однако грузинский опыт показывает, что даже стандартные инструменты могут иметь большое значение.

И все же, потребуется еще больше ресурсов и новых инструментов. Ситуация в Венгрии показывает, что ЕС может внести определенные изменения в существующие инструменты - установление платежного баланса - и продуктивно их использовать. Для стран не входящих в ЕС, таких как Турция и Украина, также срочно необходимы инновационные идеи.

Сомнений относительно того, что находится под угрозой, не должно быть. Мало кто заметил, но за последние несколько лет Восточная Европа, включая Россию, превзошла США и Великобританию в качестве наиболее важных экспортных рынков еврозоны. Многие из этих рынков сегодня столкнулись с замедлением или даже с отрицательным ростом. Кроме того, западноевропейские компании вложили в эти рынки невиданные до этого инвестиции. Существуют серьезные опасения относительно того, что, если кризис еще больше усилится, то восточноевропейские правительства не будут видеть другой альтернативы, кроме как национализации некоторых учреждений, в особенности некоторых банков, управляемых иностранными компаниями.

Однако еще более важно то, что десятилетия финансового развития и масштабных экономических реформ могут сойти на нет. Так же, как в Западной Европе и США, правительства вновь будут играть более важную роль в экономике, однако значение участия государства отличается в этих бывших социалистических экономиках, в особенности, учитывая то, что теперь они столкнулись с обратной реакцией от финансового развития и реформ.

Как будто всего этого недостаточно, но западным правительствам и компаниям теперь еще необходимо задуматься над тем, что могут предложить терпящим бедствие банкам и компаниям российские институты, как частные, так и государственные. Без сомнения эти предложения придут с определенными условиями.

Марек Белка, Эрик Берглоф