Военная реформа или контуры развала?

На модерации Отложенный Какие же они мудрые люди, эти китайцы! Как здорово они говорили, желая всего самого «лучшего» своему недругу: «Чтоб ты жил во времена реформ!»

Потом эта древняя мудрость была надолго забыта, и много лет спустя ее снова открыл Евгений Евтушенко в одном из своих стихотворений: «И не замечаем, что начали странно покачиваться на новой воде и совсем на другом корабле...»

Сегодня мы не будем философствовать над причинами изменения мира, вникать в то, как наше общество очутилось «совсем на другом корабле» в собственной стране. В связи с последними событиями на Кавказе поговорим о реформах российских Вооруженных сил. В феврале нынешнего года в статье «Легендарная. Несокрушимая?» мы подробно писали о реальном состоянии Российской армии, вооруженной военной техникой 80-х годов прошлого века. Новые образцы танков, вертолетов, кораблей, других видов вооружения поступают на мировой рынок и продаются как дружественным нам странам, так и входящим в НАТО. Переход на одногодичную службу в сочетании с отсутствием профессиональных младших командиров значительно ослабляет армию. Особую тревогу авторов вызывала неготовность нашей армии к электронной, бесконтактной войне.

Можно предположить, что руководители Грузии вместе со своими американскими консультантами, готовясь к захвату Южной Осетии и Абхазии, тщательно подсчитывали баланс сил, численность и вооружение российского миротворческого батальона, возможности оказания ему помощи со стороны Минобороны РФ. И были абсолютно уверены в том, что Южная Осетия и Абхазия будут захвачены до того, как российским миротворцам будет оказана какая-либо помощь. К счастью, этого не случилось. Есть еще в нашей армии люди, для которых обязанность защищать Родину важнее величины денежного содержания и обеспечения жильем.

Тем не менее нам, знающим о воинской службе не понаслышке, не все понятно в событиях «пятидневной войны». Как могло случиться, что к началу наступления на Цхинвали грузинская армия сосредоточила вокруг него около 8 тысяч солдат, танковые части, установки «Град» и артиллерию? Ведь для этого нужно было не меньше 2 - 3 суток.

Где были все наши спецслужбы, ГРУ Генштаба, где были, наконец, космическая и войсковая разведки? Даже «Московская правда», далекая от Министерства обороны РФ, 5 августа опубликовала статью о захвате грузинской армией высот, господствующих над Цхинвали, об усилении обстрела города, о том, что, по мнению южноосетинских источников, война уже на пороге.

Начав в ночь на 8 августа интенсивный обстрел города, а утром - танковую атаку против ополченцев и миротворцев российского батальона, грузинские войска имели 14-кратное преимущество в живой силе, которое только к концу дня уменьшилось до 10-кратного. Военная наука гласит, что для достижения успеха наступающей стороне необходимо иметь 4-кратное превосходство. Грузины имели 10-кратное! Как устояли наши российские солдаты, вооруженные стрелковым оружием 80-х, с устаревшими радиостанциями, непригодными для горных условий? Ведь на них наступала армия, экипированная и вооруженная в ХХI веке: в кевларовых шлемах и бронежилетах, с мобильной спутниковой связью и навигационной системой, со стрелковым оружием, оснащенным приборами ночного видения и электронными прицелами, тяжелыми танками с тепловизорами, позволяющими вести боевые действия в любое время суток, артиллерией со спутниковым наведением. Армия, подготовленная американскими инструкторами и получившая опыт боевых действий в Ираке.

А давайте на минуту представим, что наши миротворцы не устояли и, покинув позиции в Цхинвали, начали отступать по Зарской дороге вместе с ополченцами и беженцами к Рокскому туннелю, подвергаясь ожесточенному обстрелу грузинской артиллерией и бомбардировкам. Мало кто из них добрался бы до туннеля. Грузинские танки могли подойти раньше, заблокировать вход в туннель, а потом взорвать его со всеми отступавшими, превратив туннель в гигантскую могилу. Через сутки танки и установки «Град» оказались бы на берегу Ингури, позволив удвоить силу удара по Абхазии. Как и планировал господин Саакашвили со своими американскими консультантами.

Только во второй половине дня 8 августа танковые группы 58-й армии вошли в Южную Осетию и двинулись в сторону Цхинвали, а к базовому лагерю миротворцев в городе, где еще сражались остатки батальона, прорвались утром 9 августа. Доставили боеприпасы и продукты, начали эвакуацию раненых солдат и жителей города.

Огромную помощь сухопутным войскам оказали наши Военно-воздушные силы, которые уже в 10 часов утра 8 августа начали наносить удары по позициям артиллерии, установкам «Град» и наступающим войскам. А потом и по грузинским военным базам, уничтожив значительную часть военной авиации на аэродромах, что, похоже, оказалось полной неожиданностью для Саакашвили и его хозяев. Главком сухопутных войск генерал-полковник В. Болдырев, возглавивший операцию «по принуждению к миру», к середине дня 9 августа заявил, что части 58-й армии полностью вытеснили грузинских военных из Цхинвали.

К концу этого же дня абхазская армия начала освобождение верхней части Кодорского ущелья. Блестящую операцию провели наши части, пройдя к истокам Ингури и заблокировав выход из Кодорского ущелья, что заставило находившихся на территории Абхазии грузинских военных бросить всю американскую и украинскую военную технику и бежать, переодевшись в гражданскую одежду. «Пятидневная война» завершилась разгромом грузинских вооруженных сил, были захвачены большие трофеи, которые пополнили арсеналы Абхазии, Южной Осетии и, видимо, России. По крайней мере российский министр обороны может посмотреть своими глазами, чем и как вооружены страны НАТО в ХХI веке, как они экипированы. Узнать, что такое «Хаммер» американских морпехов.

Прошли церемонии награждения генералов, офицеров, солдат и сержантов, отличившихся в боях, присвоены новые воинские звания. Верховный главнокомандующий приказал провести учения Северного флота в Баренцевом море и сухопутных войск на Тоцком полигоне, на которых лично присутствовал. По итогам проведенных учений с учетом опыта «пятидневной войны» на совещании командующих округами объявлены пять приоритетных направлений дальнейшего совершенствования Вооруженных сил России.

Но уже первое из них («перевести все соединения и части в категорию постоянной боевой готовности») вызывает сомнение.

Откуда они возьмутся, эти соединения? Где их будут готовить? Помнит ли Верховный главнокомандующий, что в Российской армии служат теперь один год? Что в армии нет института профессиональных сержантов, который есть почти во всех странах НАТО? В армии США на

4 контрактников - один профессиональный сержант. До прихода в часть он заканчивает сержантскую академию, прослужив до этого рядовым не менее пяти лет. Он учит солдат военному мастерству, он ведет их в бой, является для них авторитетом во всех областях. Наличие таких сержантов позволяет сократить количество офицеров в действующих частях.

Отсутствие института профессиональных сержантов в нашей армии является основной причиной мерзких проявлений дедовщины, усилению которой способствовало и разрушение системы идеологического воспитания личного состава. Пустые разговоры о создании системы подготовки профессиональных сержантов не один год велись при министре обороны С. Иванове, но так и не нашлось денег. Потом новый министр и законодатели ничего не придумали лучше, как сократить срок службы до одного года. В реформах, объявленных главой Минобороны А. Сердюковым, не упоминается о профессиональных сержантах.

Какие же новшества задумал в армии господин А. Сердюков? В войсках будет служить один миллион человек, в том числе 150 тысяч офицеров, 185 тысяч офицеров будет уволено и их должности сокращены. Центральный аппарат МО и органы военного управления сократят с 21,8 до 8,5 тысячи человек, военные учебные заведения, которых сейчас 65, расформируют и оставят только 10. Как уже сказано выше, останутся только части постоянной боевой готовности. Исчезнут кадрированные части, в которых хранятся вооружение, техника, боеприпасы, экипировка для резервистов. Разгром ждет и военную медицину. Должно быть сокращено 78% военных медиков-офицеров, госпиталей со 195 до 129, военных поликлиник со 124 до 41, исчезнут 17 лазаретов, 35 центров медицинского снабжения. Если верить А. Сердюкову, «сегодня нам нужны мобильные и дееспособные части, способные ответить ударом на удар в локальном конфликте. Ничего лучше оперативных бригад с их повышенной управляемостью и маневренностью не придумано...»

Как в США. Только у всех американских оперативных бригад, находящихся за границей, в США есть военные базы, где они обучают принятых на контрактную службу. Проводят переподготовку солдат и офицеров, хранят оружие и боеприпасы, куда, наконец, они отправляют «груз 200» из Афганистана и Ирака.

Похоже, лавры Хрущева, Горбачева и Ельцина по «реформированию» армии не дают покоя Сердюкову и тем, кто стоит за ним.

Давайте посмотрим на все это беспристрастно, как бы со стороны. После реформирования количество офицеров должно составить 15% от общей численности личного состава. Сейчас в обычной роте мотострелкового полка офицеров 8%, в батальоне - 10%, в дивизии - до 15%. А в ракетных войсках, танковых и артиллерийских частях, на флоте, в спецподразделениях штатный процент офицеров значительно больше, чем у мотострелков. Таким образом, предусматривается некомплект офицерского состава, который, будучи помноженным на отсутствие профессиональных сержантов и одногодичную службу солдат, может дать реформаторам результат, который их удивит. Такая армия не только не сможет вести огонь из орудий и установок «Град», управлять танками и БМП, но и просто переехать из точки А в точку Б на грузовиках типа «Урал» выпуска

60-х годов прошлого века из-за отсутствия опытных водителей. Кстати, в «пятидневной войне» одногодичники участия не принимали. Разумеется, мы не имеем в виду части контрактников, численность которых сократилась по сравнению с 1994 годом с 250 до 78 тысяч человек в соответствии с финансированием.

России, как одной из отсталых и неразвитых стран, МВФ установил предел расходов на военные нужды - не более 3% от ВВП. Если верить опубликованным в прессе материалам, наши расходы составляют от 2,2 до 2,4% ВВП. В США - больше 8% от их ВВП.

Чего добивается Сердюков, решив сократить половину офицеров, разогнать училища и академии, ликвидировать кадрированные части, развалить военную медицину? Где хранить вооружение, боеприпасы, обучать личный состав перед тем, как направить его в части постоянной готовности? Кто возглавит резервистов, если этого потребует обстановка, оденет, обует, накормит, вручит им технику, оружие и боеприпасы, напомнит, как ими пользоваться? Кто будет лечить около 7 миллионов военнослужащих и членов их семей, служащих МО и военных пенсионеров? Единственное, с чем можно бы согласиться, это сокращение числа генералов и центрального аппарата. Лет тридцать назад были опубликованы такие данные: Италия и Швеция имели примерно равные вооруженные силы, по 180 тысяч человек. При этом в итальянских войсках было 2200 генералов, а в шведских - 16.

Сегодня, когда мы смотрим по телевизору на Кондолизу Райс, складывается впечатление, что после событий на Кавказе у нее открылась язва желудка - так плохо она выглядит. И вновь избранный президент США, и его бывший соперник от республиканской партии вторым пунктом своих программ ставят необходимость разобраться с Россией и наказать ее за агрессивность. В этом их поддерживают некоторые главы стран, входящих в НАТО. Исходя из сообщений прессы о делах руководителей США и НАТО, можно предположить, что слов на ветер они не бросают. Мы полагаем, что в соответствующих службах идет лихорадочная работа по разработке вариантов, которые будут рассматриваться сразу же после инаугурации в январе 2009 года президента Соединенных Штатов.

Вот о чем бы задуматься министру обороны РФ! Да еще немедленно решить вскрытые «пятидневной войной» армейские проблемы.

Сегодня в Российской армии служат 330 тысяч офицеров и генералов. Им и почти миллиону военных пенсионеров очень важно знать мнения о сердюковских реформах высококвалифицированных военных специалистов. Таких, как генералы армии Гареев и Болдырев, генерал-полковник Ивашов, генерал-лейтенант Шаманов, других военачальников, чья преданность России не вызывает ни малейшего сомнения. По поручению редакции приглашаем их выступить на страницах «Московской правды», высказать свое мнение о намеченной властями военной реформе.

Олег Тремпольцев, Олег Султанов