Первыми \"звездами\" были покойники XVIII века

На модерации Отложенный

Есть среди заурядных людей такая категория: ни таланта, ни внешности, вообще ничего, — но их жизнь бурно обсуждается на лавочках перед многоэтажками, в курилках офисов и в переполненных электричках. Сотрудница Уорвикского университета (Англия) Элизабет Барри, исследователь феномена возникновения «звезд», посидев изрядно в библиотеках и покопавшись в археологических исследованиях, пришла к выводу, что первые признаки интереса к личной жизни ничем внешне не примечательных людей можно отнести к XVIII веку.

По мнению ученого, некрологи входили в число самых читаемых разделов британских журналов и газет XVIII века. Как правило, они давали подробный отчет о жизни и обстоятельствах смерти человека, словно старались понять, вознагражден ли индивид своей смертью или же наказан. Смерть человека в те времена обязательно становилась темой для разговоров, поводом для слухов и скандалов. Именно это обстоятельство позволило Элизабет Барри сделать вывод о том, что покойников XVIII века можно считать первыми «селебрити».

Многие периодические издания того времени, публикуя некролог, нагружали его религиозной моралью, которая должна была напомнить читателю, что жизнь может оборваться в любой момент и надо поспешить покаяться. В дальнейшем некрологи стали светскими, их содержание стало походить на сборную солянку. Поначалу они посвящались только королям и известным художникам, но затем — чудакам, артистам, спортсменам и прочим, хотя еще сто лет назад никому в голову бы не пришло, что память о подобном человеке стоит письменного слова.

Так, Gentleman’s Magazine в 1789 году поведал в некрологе о жизни некоего Айзека Таррата, который считал себя способным предсказывать будущее, носил большую белую бороду, меховую шляпу и дамасский халат. Другой субъект, Питер Марш из Дублина, стал посмертно знаменитым благодаря убежденности в обстоятельствах своей будущей смерти в 1740 году. После того как его едва не задавила бешеная лошадь, он решил, что тоже сойдет с ума перед смертью. По словам обозревателя Gentleman’s Magazine, Питер Марш скончался «оттого, что кичился собственным безумием».

«Подобная кратковременная слава стала характерной чертой британского общества, а безвременная или драматическая кончина была как будто проверкой человека на «звездность», — объясняет Элизабет Барри. — Некрологи сыграли ключевую роль в процессе рождения феномена «звезды». В случае кончины какого-нибудь известного человека — что супруги Вильгельма Оранского в конце XVII века, что принцессы Дианы в конце двадцатого — многие скорбят, хотя умер человек, ничем не отличающийся от твоего недавно покинувшего этот мир соседа. Люди живут в выдуманном обществе, и большую роль в этом играли и играют СМИ, создающие «звезд».

Дмитрий Целиков