Избавиться от страсти к наркотикам сложно, но можно
На модерации
Отложенный
Наркомания переводится с греческого как «страсть к оцепенению», а наркотик как «ведущий к оцепенению». До изобретения синтетических препаратов люди, подобно Шерлоку Холмсу, могли употреблять легкие натуральные наркотики и играть на скрипке до глубокой старости. Современные тяжелые препараты получают химическим путем, и они способны всего за несколько недель подавить волю человека, полностью подчинив его себе. Как показали проведенные в 90-е годы российскими врачами исследования, только четверть больных после курса лечения или вынужденного воздержания от наркотических веществ смогли окончательно отказаться от своего опасного пристрастия. Остальные рано или поздно снова начинали принимать наркотики.
Это болезнь
Чтобы справиться с бедой, очень важно понять: наркомания – это болезнь. Наркологи признают это уже давно и безоговорочно. Сейчас существует множество вариантов лечения, но не все из них дают положительный результат. Проблема в том, что нередко и самими наркоманами, и их родственниками, а иногда даже и «специалистами» банальное снятие «ломки» принимается за выздоровление. Причем за такое «лечение» платят огромные деньги, на него возлагают большие надежды, но все оказывается тщетным. Благополучно пережив «ломку», наркоман очень скоро возвращается к прежнему образу жизни.
Лечение таких больных в специализированных клиниках обычно проходит достаточно долго и сложно. Наркоману помогают избавиться от абстинентного синдрома, нормализовать психическое состояние и восстановить обмен веществ в организме. Основным методом возвращения пациента к нормальной жизни считается медикаментозное лечение, которое проводится под постоянным наблюдением врачей – психиатров, психологов, наркологов. На первом этапе больному помогают избавиться от физической зависимости, восстановить основные функции организма. К работе с ним привлекаются врачи – специалисты самых различных направлений.
В последнее время во многих медицинских учреждениях начали активно проводить очищение организма (плазмаферез) от множества попавших в кровь вредных веществ – различных ядов и токсинов. Для этого взятую у больного кровь разделяют на жидкую часть (плазму) и клеточные элементы (эритроциты, лейкоциты). Затем плазму крови, в которой во множестве накопились вредные вещества, заменяют специальными растворами. После чего они вновь смешиваются с клеточными элементами и возвращаются в вену. С улучшением крови начинает восстанавливаться работа внутренних органов и происходит оздоровление всего организма.
Надо очень захотеть
После восстановления организма проводится активная психологическая поддержка человека. Это работа с психотерапевтами, консультантами и психологами. Больной осознает потери, связанные с наркотиками, избавляется от психологической зависимости и получает установку на стремление к новой жизни. После физиологического и психологического лечения пациент приобретает необходимые знания и навыки для самостоятельного поддержания трезвого образа жизни.
Достичь успеха можно только благодаря совместным усилиям самого больного, способного осознать, что он может избавиться от пагубного пристрастия, и врача, готового помочь ему это сделать. «Важно понять, что наркомания имеет био-психо-социодуховную природу, – пояснил «НИ» врач-нарколог Олег Зыков. – Ее нельзя вылечить таблетками и уколами. Медикаменты не всегда необходимы даже в самый острый период. Наркоманы умирают не от ломки, а от передозировки или употребления нечистого наркотика. Поэтому в ряде случаев даже на первичном этапе лечения можно обойтись без медикаментов».
При этом без желания пациента вылечиться все усилия специалистов будут тщетны. «У многих людей до сих пор сохраняется вера в «волшебную» таблетку, которая спасет их от опасного недуга, – рассказала «НИ» врач-нарколог Вероника Готлиб. – Конечно, в период ломки облегчить состояние пациента можно с помощью медикаментов, но полная реабилитация строится не только на лекарствах. При этом надо помнить, что любые методики лечения всегда должны быть согласованы с самим пациентом.
Реабилитация идет комплексно – это и дезинтоксикация с помощью специальных препаратов, и методы психотерапии, физиотерапия, водные процедуры». Г-жа Готлиб отмечает, что стационарное лечение в клинике может длиться от нескольких недель до нескольких месяцев, а в дальнейшем пациенту потребуется амбулаторное наблюдение.
Придется проснуться
Помимо традиционного комплексного подхода к лечению наркомании, существует и множество альтернативных вариантов. Правда, опытные наркологи относятся к ним скептически. Один из них – кодирование. Это комплекс простейших процедур, известный еще с древних времен. Например, «кодированием» пользовались жрецы Древнего Египта. В классической психотерапии он носит название «шоковой терапии». Ее цель – вселение в пациента чувства страха перед наркотиком. На первом этапе психотерапевт читает для группы пациентов лекцию – внушение, то есть монотонным гипнотическим голосом объясняет задачу терапии, например, прекращение употребления героина, и рассказывает об эффективности лечения.
Затем проводится собственно «кодирование». Пациент принимает таблетку или ему делается укол. При этом человеку внушают, что он «закодирован» на определенный срок, и если в это время он употребит наркотик, то умрет или тяжело заболеет. «Конечно, в ряде случаев на внушаемых людей этот метод может подействовать, но лечением его назвать нельзя, – говорит г-жа Готлиб. – Опыт показывает, что после «кодирования» человек снова возвращается к приему наркотиков. Если он и помогает, то не надолго». Осторожно наркологи относятся и к гипнозу. Это слово в нашей стране приобрело почти такое же магическое значение, как и «кодирование». На самом деле гипноз в медицине обозначает вполне конкретную технику внушения в состоянии искусственного сна. Эта техника широко применяется с середины XIX века и уже хорошо зарекомендовала себя в медицине. Но одним гипнозом наркоманию не вылечишь.
Еще один популярный сейчас способ лечения наркоманов – иглорефлексотерапия. Она является прекрасным поддерживающим методом для психотерапии и отчасти способна выполнить функции поддержки метаболизма, уменьшить депрессию, снизить физический компонент патологического влечения к наркотикам. «В любом случае надо помнить: в серьезных клиниках наркоманию не лечат только иголками и гипнозом, – пояснила «НИ» г-жа Готлиб. – Эти методы хороши лишь в комплексной программе, когда они становятся одним из дополнительных элементов терапии».
Группа поддержки
Самым важным элементом лечения становится психологическая и социальная реабилитация пациентов. «Человек должен попасть в определенную лечебную субкультуру, где бы он нашел поддержку, – отметил «НИ» г-н Зыков. – Ему необходимо выработать навыки жизни в новой среде. Для наркомана важно не возвращаться больше в общество знакомых, которые принимают наркотики. И один в такой ситуации он тоже быть не может. Лучше всего если у него появляются новые знакомые, которые тоже победили свою зависимость и смогли начать новую жизнь. Важно, чтобы параллельно с лечением от наркозависимости у человека появлялись новые стимулы и задачи в жизни. Ему необходимо полностью выйти из той социальной среды, в которой он начал употреблять наркотики».
В такой ситуации пациентам наркологических клиник помогают такие организации, как Общество анонимных наркоманов. Там люди делятся своими проблемами, находят новых друзей и учатся совместно входить в новую жизнь. «Были случаи, когда наркоманы бросали употреблять препараты без посторонней помощи, попав в такое общество, – отметила «НИ» г-жа Готлиб. – Но это единичные случаи. Некоторые специально хотят пройти весь этап избавления от наркотиков, включая ломку, самостоятельно. Физические страдания в дальнейшем напоминают им о том, к каким последствиям может привести возвращение к наркотикам. Однако более распространен вариант, когда человек приходит в такое общество после наркологической клиники».
Сергей Баландин
Комментарии
на фото похожий на меня.
только у меня один наркотик - комп.)))))
Тому, кто придумает, как это сделать, надо будет отдать все нобелевские премии за год, и назвать такую супер-премию \"За спасение человечества\".
так вот, подтвержаю - да, действительно можно бросить.