Удастся ли Обаме создать свою команду?

На модерации Отложенный Выигравший президентские выборы в США чернокожий сенатор-демократ без промедления приступил к формированию новой американской администрации, которая в начале 2009 года примет дела у уходящей в отставку команды Джорджа Буша. Недостатков в прогнозах относительно того, кого Барак Обама назначит на ключевые посты в Белом доме, нет. В условиях кризиса мировая финансовая общественность с пристальным вниманием следит за консультациями, касающимися отбора кандидатов на должность министра финансов США, тем более, что рынки испытывают немалое раздражение к деятельности нынешнего главного американского финансиста Генри Полсона.

Эксперты гадают, стоит ли ожидать в процессе формирования новой американской администрации эффекта "дежа вю", когда в результате окажется, что 44-ый президент США Б.Обама окружит себя в основном людьми из команды 42-го американского президента Б.Клинтона.

К кадровым решениям Б.Обама подходит предельно прагматично и скрупулезно. Образованная им "переходная команда" формирует списки потенциальных назначенцев в Белый дом. 7 ноября Б.Обама после встречи с группой экономических советников обещает провести первую пресс-конференцию, на которой, возможно, будет объявлено о первых назначениях на ключевые посты в новую американскую администрацию.

По данным СМИ, во встрече примут участие порядка 20 человек. В их числе, в частности, бывшие министры финансов Ларри Саммерс и Роберт Рубин, возглавлявшие в 1990-е годы министерства труда и торговли Роберт Райх и Уильям Дейли, губернатор штата Мичиган Дженнифер Грэнхольм, бывший руководитель Федеральной резервной системы США Пол Волкер. Кроме того, на телефонной связи с участниками встречи будет один из ключевых сторонников Б.Обамы – миллиардер Уоррен Баффет.

Накануне Б.Обама сообщил, что один из его ближайших соратников конгрессмен из Чикаго Рам Эмануэл согласился возглавить аппарат Белого дома. "Я объявляю об этом назначении в первую очередь, поскольку должность главы аппарата является ключевой для того, чтобы президент и администрация могли выполнять свои функции", - отметил Б.Обама в своем заявлении. Свой выбор он объяснил тем, что не знает "человека, который лучше выполнял бы поставленные задачи". В свою очередь, Р.Эмануэл выразил готовность сделать все возможное, чтобы "помочь Америке добиться тех перемен, которые ей необходимы", таким образом, повторив один из главных предвыборных лозунгов Б.Обамы. Отметим, что в прессе активно муссировались слухи о том, что сам Р.Эмануэл не горит желанием покинуть Конгресс, где у него прекрасные политические перспективы, в частности, касательно должно спикера палаты представителей, и перейти на работу в Белый дом. Однако, как мы видим, Б.Обама, как говорится, сделал Р.Эмануэлу предложение, от которого нельзя было отказаться.

Напомним также, что на встречах с избирателями во время кампании по выборам президента США Б.Обама неоднократно заявлял о том, что он в случае своей победы станет президентом не только для граждан страны, поддерживающих демократов, но и будет работать во благо сторонников республиканцев, проще говоря, будет отстаивать интересы всех американцев вне зависимости от их политических симпатий и партийной принадлежности. Эти заявления Б.Обамы дали основания экспертам полагать, что в новую американскую администрацию войдут представители обеих партий.

Между тем, назначение на должность главы аппарата Белого дома Р.Эмануэля, политика, близкого к "клану" Клинтонов, работавшего, напомним, советником у Б.Клинтона в его бытность президентом США, а еще полгода назад трудившегося в штабе Хиллари Клинтон, которая соперничала с Б.Обамой в процессе определения единого кандидата от демократов на президентских выборах, говорит о том, что новоизбранный президент способен идти на определенные компромиссы, переступить через личные амбиции и руководствоваться при выборе людей на ключевые посты в своей администрации интересами общенационального характера.

В прессе, ориентированной на республиканцев, последовательно проталкивалась мысль о том, что Б.Обама - политик неопытный, поэтому ему свойственны слабости, используя которые на него можно в определенной степени и надавить. Опровергнуть или подтвердить эти досужие размышления можно будет совсем скоро, в частности, в процессе формирования Б.Обамой своей команды.

Среди предстоящих кабинетных назначений главным в условиях острого финансового кризиса представляется решение по новому министру финансов.
В фаворитах ходит Л.Саммерс, который работал еще с Клинтоном.

Но желание Б.Обамы сделать министром обороны действующего главу Пентагона республиканца Роберта Гейтса перечеркивает ехидные замечание ряда "проницательных читателей" о том, что новоизбранный президент США находится под влиянием четы Клинтон и что Б.Обама не способен проводить самостоятельную кадровую политику. Заметим, что Р.Гейтс слывет в администрации Дж.Буша в некотором смысле "белой вороной", главным образом по причине того, что шеф Пентагона сделал ряд критичных замечаний по поводу действий американцев в Ираке. Б.Обама также исходит из того, что для США, переживающих рецессию, вести две военные кампании одновременно / в Ираке, а также в Афганистане – прим. ред/ - неоправданная роскошь. Не исключено, что по иракскому вопросу Б.Обама нашел союзника в лице Р.Гейтса.

Внимание к предстоящим кадровым решениям Б.Обамы замечено и в Москве. Для России принципиальными следует считать назначения, пожалуй, на две должности: госсекретаря США и советника по национальной безопасности.

Как сказал в интервью ПРАЙМ-ТАСС главный редактор журнала "Россия в глобальной политике" Федор Лукьянов, что "касается кандидатур на место Кондолизы Райс, то список Б.Обамы довольно широкий".

По его словам, "самой нежелательной для России следует считать кандидатуру Ричарда Холбрука, которого следует отнести к команде Клинтонов, прежде всего - Х.Клинтон. Однако, мне кажется, что у Р.Холбрука все же мало шансов стать новым госсекретарем США".

"Сам Холбрук очень хочет получить эту должность", - добавил Ф.Лукьянов.

В качестве других возможных кандидатов на должность госсекретаря США называют сразу нескольких нынешних и бывших сенаторов, в частности, демократа Джона Керри, а также республиканца Ричарда Лугара. Что касается последнего, то большего "антисоветчика" в американской политической "колоде" найти, пожалуй, очень трудно.

"Большие шансы стать советником по национальной безопасности в новой администрации есть у Майкла Макфола, который также работал у Клинтон, но во время предвыборной кампании Обамы считался специалистом по России", - продолжает делиться своими прогнозами Ф.Лукьянов. "Не следует делить американских политиков на республиканцев и демократов. Более верно говорить о том, что часть элит относится к реалистам, а другая часть – к интервенционистам. Первые исходят, в частности, из того, что Россию нужно воспринимать такой, какая она есть, что нужно сохранять баланс сил и пытаться выстраивать отношения с Москвой, несмотря на имеющиеся противоречия в российско-американских отношениях по широкому спектру политических и международных вопросов. Так вот, в ходе предвыборной кампании Макфол показал, что его следует отнести к группе "реалистов". Другое дело, что во время предвыборных кампаний делаются заявления и обещания необязательно для того, чтобы в случае победы их выполнять, а чтобы, в первую очередь, победить на выборах. Поэтому говорить о том, что тот же Макфол в случае назначения на должность советника по национальной безопасности продолжит линию по выстраиванию сбалансированных отношений Вашингтона и Москвы отнюдь не приходится.

"После того, как Дмитрий Медведев в своем послании, как говорится, послал "привет" Обаме /российский президент заявил, что РФ разместит в Калининградской области комплексы "Искандер" в ответ на ПРО США в Европе – прим. ред./, то у нового американского президента не остается шансов для того, чтобы подумать о возможном замораживании американской программы ПРО в Восточной Европе", - говорит Ф.Лукьянов. "Пресса подозревает Обаму в слабости, поэтому с учетом всех привходящих он даже подумать не может о том, чтобы свернуть ПРО", - продолжает он. "Хочу напомнить, что в ходе грузино-осетинского конфликта Обама сделал ряд довольно взвешенных заявлений по конфликту на Северном Кавказе, но тут же получил неодобрительные окрики в своем окружении. После этого Обама не стал больше затрагивать эту тему", - констатирует Ф.Лукьянов.

Отношения между Россией и США, как известно, сейчас довольно напряженные, поэтому вряд ли стоит рассчитывать на то, что Б.Обама войдет в Белый дом и сделает ряд заявлений, приятных для Москвы во всех отношениях. Вопрос и в том, чего ждут от новой американской администрации в Москве?