Закончат ли Медведев и Обама холодную войну?

На модерации Отложенный

На прошлой неделе прокремлевская газета 'Известия' напомнила читателям о том, что ровно 70 лет назад Орсон Уэллс прочел по радио "Войну миров", злорадно указав на латентный расизм, приписываемый американцам, 'Если 4 ноября обитателям Белого дома станет чернокожий, это будет не меньшим чудом, чем высадка инопланетян на Землю'.

И вот, инопланетянин высадился. Барак Обама, обещающий строить свою внешнюю политику на основе диалога и многостороннего подхода, ставит российских лидеров перед новым вызовом и открывает новые возможности.

Если он осуществит то, к чему многие комментаторы призывают уже не первый год - политику более глубокого понимания голоса России на международной арене вместо постоянного порицания и изоляции - то Владимир Путин и Дмитрий Медведев больше не смогут набирать политические очки, критикуя политику США как 'экспансионистскую' и 'самонадеянную'.

Отношение Джорджа Буша и Джона Маккейна к России дало ее лидерам отличную возможность представить Россию страной, осажденной врагами. В августе Путин заявил, что война в Грузии была развязана при подстрекательстве США, чтобы обеспечить Маккейну поддержку на президентских выборах. Маккейн предложил выгнать Россию за ее действия из 'большой восьмерки'. Подобные заявления будоражат общественное мнение и раздувают рейтинги лидеров, демонстрирующих свою жесткость.

Реакция Обамы на войну в Грузии была умереннее, чем у его бывшего соперника. Поначалу он призвал обе стороны к сдержанности, но затем, когда российские войска начали продвигаться в глубь грузинской территории, он стал высказываться более критически. Обама не развернет политику США в одночасье на 180 градусов, но он дает возможность преодолеть парадигму 'холодной войны', которую не одно десятилетие эксплуатируют российские и американские политики.



Не сулит ничего хорошего то, что Медведев в своем первом обращении к нации, сделанном накануне, уже продемонстрировал готовность не отступать от прежней враждебности, раскритиковав США за их роль в финансовом кризисе, односторонние действия на международной арене и решение о размещении системы ПРО вблизи от российских границ. Кроме того, он бросил ответный вызов, объявив, что для противодействия системе ПРО будут развернуты российские ракеты.

Стремление к переменам и улучшению отношений не может быть односторонним. В своей поздравительной телеграмме Обаме Медведев призвал к 'конструктивным переговорам', но четко дал понять, что инициировать улучшение отношений должна американская сторона. Проблема в том, что Россия рассчитывает на то, что на мировой арене с ней будут обходиться на равных. Критика Медведевым и Путиным 'однополярного' мира, в котором доминируют США, несет в себе зачастую неприкрытый намек на то, что вторым полюсом должна быть Россия.

Но самомнение России и ее внешнеполитические ожидания не соответствуют реальности. Она является крупным игроком, но играет не в одной лиге с США или усиливающимся Китаем.

Избрав Обаму, американцы продемонстрировали готовность к обновлению и переменам. Считается, что Медведев тоже принадлежит к новому поколению, которое способно выйти за рамки старого антагонизма и создавать новые союзы. Но если США и Россия хотят улучшить свои отношения, то этого не произойдет до тех пор, пока Россия не проявит готовность к взаимодействию с Обамой и отказу от нереалистических великодержавных амбиций. Обама обещает быть президентом, опирающимся на многосторонний подход, но для реального прогресса обе стороны должны претворить в жизнь его стремление к переменам.

Джеймс Марсон