В российской киноиндустрии зарождается мода на антиамериканское кино
На модерации
Отложенный
Вообще-то название «Чужие» для кинематографа не ахти какое оригинальное. По крайней мере, это первое, что приходит в голову при взгляде на афиши, которых накануне премьеры становится все больше.
Если кто-то из читателей портала «Евразия» еще помнит свою перестроечную юность, то он сможет отыскать в ней в числе прочих воспоминания о фильме про то, как землян зачем-то понесло в космос на далекую планету, и какие жуткие нравы оказались у одного из тамошних жителей и его многочисленного потомства. В те годы было как-то не принято искать в подобных картинах какое-то «двойное дно», намеки, полутона и тому подобное. Искали все больше… в Тарковском, например.
Не вкладывали в свои шедевры ничего такого и режиссеры, снимавшие «жутики», главной и единственной целью которых было попугать зрителя по полной программе. И действительно – на выходе из видеозала все ужасы конца 80-х – начала 90-х уже не казались такими страшными.
Однако, фильм Юрия Грымова «Чужие» совсем про другое. Это не фантастика и не «жутик», трупов там всего два, один из которых в кадре в качестве мертвого тела и не появляется. Хотя общее, безусловно, есть. Да и не может быть сомнений, что опытный рекламщик Грымов не мог не предполагать тонкой игры с ностальгией потенциального зрителя по пусть бестолковой, но все же юности.
«Чужие» - одна из первых картин очень ожидаемого ряда. Антиамериканизм, а это главный, пусть и не лезущий из каждого кадра импульс, то, ради чего все, собственно, снималось, став новой государственной идеологией, наконец-то становится популярным и у населения, мучительно выдавливающего из себя, опять же, перестроечные вирусы преклонения перед всем западным и американским в том числе. Конкретно, не на уровне «вот уроды», а основательно, с полным непониманием, как можно жить «там», и почему «туда» еще совсем недавно все так стремились. Вот для такого-то зрителя и снимался, видимо, фильм «Чужие».
Снимался, надо отдать Грымову и его многонациональной команде должное, не топорно, чтобы ни у кого не было повода сказать «фу, опять пропаганда». В принципе, совсем не пропаганда. Истинную пропаганду, самый антиамериканский фильм из всех возможных, не ставя перед собой именно такой цели, снял американец от мозга до костей, от внешности до гражданства Майкл Мур. И это не игровой, а документальный - «Фаренгейт 9/11». Настоящее кино для антиамериканистов – начинающих и не очень.
Хотя, в принципе, работать пропагандистом Грымову не впервой. Он успел посотрудничать даже с Ходорковским, возглавляя молодежные программы Федерации Интернет-образования, являясь главным редактором журнала «Факел». Был креативным директором предвыборной компании Сергея Миронова. Потом снимал клипы, рекламные ролики, сериалы, работал главным креативщиком МТС, разработал стиль для канала REN-TV, сотрудничал с РТР.
Грымов как минимум второй подобный персонаж в отечественной киноиндустрии. Первый, безусловно - создатель «Ночного дозора» Тимур Бекмамбетов, так же известный как автор пафосной рекламы покойного «Инкомбанка». Есть на счету Грымова и фильмы, широко известные, что называется, в узких кругах – «Коллекционер» и «Му-му», например. Но они, увы, не «выстрелили». У «Чужих» шанс есть. Его настрой на редкость удачно совпадает с тем, о чем и так все говорят – на улице, на кухнях, в барах и офисах.
Действие «Чужих» происходит «где-то на Востоке», как об этом сообщает титр. Впрочем, уже на первых минутах становится понятно, что имеется в виду таджикско-афганская граница. Ну, не решился Грымов и сотоварищи, в отличии от съемочной группы многосерийного фильма «Граница», поехать поближе к месту действия собственной картины.
Снималось все в Египте и Марокко, потому и песка получилось в кадрах многовато, а вот характерной степи нет.
Совсем избежать проблем, впрочем, не удалось – реквизит «Чужих» - «автомат Калашникова – 2 шт., нож военный финский – 4 шт., гильзы автоматные – 2000 шт., 40 мин противопехотных…» - вызвали вопросы у египетских таможенников – Грымов был задержан, а оружие конфисковано для экспертизы. Если верить «Независимой газете», только благодаря вмешательству российского консула съемочной группе удалось приступить к работе вовремя. Это, кстати, не единственный скандал вокруг «Чужих». Совсем недавно прошла информация, что аппарат американского госсекретаря Кондолизы Райс якобы не рекомендовал «Чужих» к прокату в США. Грымов, конечно, бывалый PR-щик, и толк в такого рода делах, несомненно, знает. Но в любом случае – нет дыма без огня.
Что же касается фильма… То он о чужих. О «первом эшелоне» американцев, отправившихся, по сути, на другую планету, осматривать и прививать местных детей. Конечно, все давно уже знают что это за «прививки», технологии сетевых войн уже далеко не тайна за семью печатями. Для группы медиков местные – просто чудовища. Они едят руками, пьют воду из ручья, обходятся без горячей воды и одноразовых вилок, дерутся, стреляют и носят бороды. Собственно, живут, как всегда и жили. Ничего особенного. Американцам, как водится, хочется «навести порядок» в этом жутком, с их точки зрения, месте. Ну как же можно ограничиться прививками от болезни и избежать соблазна привить еще и собственный взгляд на действительность.
«Самое страшное заключается в том, что они искренне полагают, будто творят благое дело», - говорит по этому поводу Грымов. Впрочем, позволим себе забежать вперед – местные жители в картине демонстрируют истинно нордическую выдержку и конфликта не происходит. Да, можете осмотреть и привить наших детей, да мы будем слушать ваши идиотские песенки, мы даже улыбнемся иной раз, но на этом все закончиться. Езжайте домой, там ваш хэппи-энд. Старики молча теребят бороды, женщины приводят и уводят детей. Что бы не происходило «там где не властвует отчуждение», как сказал когда-то Тахар Бенжеллун, среда отторгает инородные тела легко. До какого-то момента, конечно…
Чужими здесь являются обе стороны. Чужими друг для друга. В глазах местных жителей неутомимая пятерка медиков тоже выглядит не ахти: парочка геев – один белый, другой черный, бывшая школьная учительница, нервная, по ночам медитирующая и ставящая себе клизмы, и, наконец, руководитель всего этого паноптикума, не способный зачать ребенка. Его жена, уже и не знающая, от кого бы ей, собственно, забеременеть. Вот вокруг их-то маленьких трагедий и начинает разворачиваться сюжет. Подчеркнем – начинает. Выльется все в совершенно другие расклады.
В числе действующих лиц – не только американцы, которых, кстати, играли настоящие американцы, утверждающие, что они патриоты Америки, не только местные жители, но и русские, которые, как полагает Грымов, занимаются тем, что нивелируют конфликт между США и исламским миром, такое у режиссера «Чужих» мнение.
В самом последнем кадре фильма главный герой подозрительно похож на Саакашвили – и внешне, и тем, что говорит. И это несмотря на то, что на момент августовских событий съемки фильма давно закончились. Грымову, безусловно повезло. Похоже, на этот раз чутье его не подвело - премьера «Чужих» пройдет на фоне подъема антиамериканских настроений. И, надо думать, нас ждет «мода» на подобное кино. Что ж, неплохая мода.
Наталья Макеева
Комментарии