Новым руководителем Ла Скала назначен экс-руководитель Мариинки
На модерации
Отложенный
Махарбек Вазиев, заведующий балетной труппой Мариинского театра, с января 2009 года займет пост руководителя балета знаменитого миланского театра Ла Скала. ТАТЬЯНА Ъ-КУЗНЕЦОВА полагает, что итальянцам повезло.
О том, что балет Ла Скала с нового года возглавит Махарбек Вазиев, сообщают пока только итальянские интернет-издания — официальная информация ожидается в конце ноября. Но в балетном мире это стало сенсацией месяца: о судьбе бывшего руководителя балетной труппы Мариинского театра не было известно с тех пор, как в марте он подал заявление об уходе (см. "Ъ" от 18 марта).
Этот резкий жест Махарбека Вазиева застал врасплох заинтересованных лиц, в первую очередь художественного руководителя Мариинского театра Валерия Гергиева. Впрочем, неожиданностью явился лишь момент, выбранный господином Вазиевым для демарша,— о его разногласиях со знаменитым дирижером было известно давно.
Корень разногласий крылся в несоответствии статуса Махарбека Вазиева и его реальной роли в жизни балета Мариинского театра. С 1995-го по март 2008 года он числился в должности заведующего труппой — должности узкоспециальной, можно сказать, технической. На деле завтруппой Вазиев фактически являлся художественным руководителем балета, определяя не только его тактические задачи, но и стратегию развития.
При Махарбеке Вазиеве сформировалась Мариинская труппа в ее нынешнем виде — с разнообразным репертуаром, звездами мирового уровня и кордебалетом экстра-класса. Первыми (и единственными) в России петербуржцы освоили хореографию Уильяма Форсайта — балетного реформатора конца ХХ века. Первыми же занялись реконструкцией старинной хореографии: можно спорить об аутентичности "Спящей красавицы" Мариинского театра, но нельзя отрицать, что этот спектакль стал эталоном современного отношения к наследию XIX века.
Между тем господин Гергиев 13 лет не спешил закрепить успехи Махарбека Вазиева соответствующим статусом: должности худрука и главного балетмейстера в Мариинском театре так и оставались вакантными. Роль же заведующего труппой весьма ограничивала полномочия балетного руководителя, вынужденного безропотно принимать к сведению распоряжения руководителя театра о постановке тех или иных спектаклей. Как назло, балетные инициативы господина Гергиева не отличались продуманностью: инспирированный им "Щелкунчик" с декорациями Михаила Шемякина в хореографическом отношении оказался ничтожен, грандиозным провалом увенчалась постановка балета Дмитрия Шостаковича "Золотой век".
Момент, выбранный Махарбеком Вазиевым для подачи заявления об уходе, был намеренно неподходящим — накануне выезда труппы на гастроли в США. Стороннему наблюдателю было очевидно: таким радикальным способом темпераментный завтруппой пытался заставить господина Гергиева пересмотреть унизительно-подчиненное положение как балетной труппы, так и ее руководителя. Не менее темпераментный худрук театра на шантаж подчиненного не поддался, но его заявление об уходе не подписал. Оставшемуся безнадзорным балету назначили исполняющего обязанности заведующего труппой. Им стал один из 13 репетиторов театра Юрий Фатеев. Профессионал с безупречной репутацией, господин Фатеев отнюдь не честолюбец — приставкой и. о.
он довольствуется по сей день. Положение же Махарбека Вазиева до сих пор оставалось неясным: приказа о его увольнении никто так и не видел.
В тесном балетном мире известие об уходе лидера одной из ведущих трупп тотчас стало обсуждаться. Как рассказал "Ъ" господин Вазиев, предложение возглавить балет Ла Скала он получил еще в июне от генерального менеджера и арт-директора театра Стефана Лисснера — Елизабетта Терабюст, находящаяся на этой должности с 2007 года, досрочно попросилась в отставку. По информации "Ъ", кандидатуру Махарбека Вазиева французу Лисснеру, до 2005 года возглавлявшему парижский театр Шатле, предложила Брижит Лефевр, арт-директор балета Парижской оперы.
Господин Вазиев подписал контракт с миланским театром лишь в конце октября, по его словам, "после долгих и мучительных размышлений". Способ функционирования балета Ла Скала серьезно отличается от практики русских трупп. В Милане спектакли идут блоками — один полнометражный или программа одноактных балетов несколько дней подряд. Таких блоков в году бывает шесть-семь, а в запасниках театра имеется несколько десятков балетов. При таких обстоятельствах проблема выбора и обновления репертуара приобретает особое значение.
Кроме того, миланская труппа не числится в ряду ведущих балетных театров мира. Состоящая в основном из итальянцев, она черпает пополнение из собственной балетной школы и, следовательно, весьма ограничена в подборе кадров (здесь сказывается влияние сильных профсоюзов). Так что можно не опасаться массового переезда мариинского балета в Милан. Правда, национальный принцип позволяет приглашать на разовые выступления в конкретных спектаклях иностранных знаменитостей в качестве guest star.
В труппе есть и собственные звезды мирового уровня, для которых у французов был позаимствован титул "этуаль". Два этуаля — итальянцы Роберто Болле и Массимо Мурру и этуаль-женщина — прима-балерина Большого театра Светлана Захарова имеют с театром индивидуальные контракты. Примечательно, что у истоков карьеры этуали Захаровой стоял как раз Махарбек Вазиев: одаренную ученицу Киевского хореографического училища год точили в петербургской Академии Вагановой, после чего она стала ведущей балериной Мариинского театра. В 2004 году ее переманил московский Большой, посулив особый статус и особые условия. Теперь судьба вновь сводит балерину с ее бывшим руководителем. "На мою работу в Ла Скала это никак не должно повлиять, поскольку мои контракты уже оговорены с дирекцией театра,— объяснила "Ъ" Светлана Захарова.— В условиях, когда Махарбек Хасанович потерял труппу Мариинского театра, надеюсь, новое назначение позволит ему плодотворно продолжить профессиональную деятельность".
Плодотворно трудиться на благо балетной труппы Ла Скала господин Вазиев сможет до середины 2012 года — его контракт, начинающийся 1 января, рассчитан на три с половиной сезона. Вместе с ним в Милане в качестве репетитора будет работать его жена Ольга Ченчикова — экс-прима и экс-педагог Мариинского театра. Об остальных деталях своего назначения и творческих замыслах новый балетный худрук Ла Скала обещал рассказать на пресс-конференции в Милане, запланированной на конец ноября.
Комментарии