Рост промышленного производства в России останавливается

На модерации Отложенный

Российский индекс промышленного оптимизма, который ежемесячно определяет Институт экономики переходного периода (ИЭПП), похоже, превращается в индекс промышленного пессимизма. По данным ИЭПП, опросы руководителей предприятий уже не первый месяц демонстрируют негативную динамику большинства основных индикаторов. В октябре ситуация в российской промышленности, по оценкам ее непосредственных субъектов, стала хуже. «Росстат» тоже был вынужден признать: индекс предпринимательской уверенности в октябре по основным отраслям экономики падает.

В октябре значение агрегированного индекса промышленного оптимизма (ИПП) снизилось еще на 1,5 пункта, показав результат -2,7. Отрицательные значения индикатора наблюдаются впервые с середины 2005 года, а до этого единичный случай минусового показателя был в 2003 году.

Наибольшие потери несет оценка текущего объема спроса на промышленную продукцию. Последний опрос показал, что только 50% предприятий считают объемы своего сбыта нормальными в сложившейся ситуации, 48% -- «ниже нормы». Такие результаты являются худшими для последних двух с половиной лет. Растут темпы снижения фактического спроса на продукцию: очищенные от сезонности данные показали худший с октября 1998 года результат. Также ухудшаются, пока, правда, не столь стремительно, планы изменения выпуска продукции. Но исходные данные и этого показателя уже стали отрицательными -- у большинства предприятий в производственные планы заложено снижение производства, и такое соотношение зарегистрировано опросами впервые с октября 1998 года.

Тем временем данные «Росстата» вроде бы убеждают в обратном и рисуют неплохие перспективы российской промышленности. Индекс промышленного производства в сентябре к соответствующему периоду прошлого года составил 6,3% против 4,7 в августе. Но есть и другие оценки: так, Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования приводит данные среднемесячного темпа прироста выпуска, очищенного от сезонного и календарного фактора. За июль--сентябрь этот показатель составил лишь 0,1%, то есть в третьем квартале этого года промышленность уже балансирует на грани стагнации. И все тот же «Росстат» фиксирует, что индекс предпринимательской уверенности в добывающем секторе промышленности в октябре снизился до 3% с шести в сентябре. В обрабатывающем секторе в октябре значение индекса предпринимательской уверенности ушло в минус -- минус 1% по сравнению с плюс 2% в сентябре. Зато в организациях, осуществляющих производство и распределение электроэнергии, газа и воды, в октябре индекс предпринимательской уверенности вырос на три пункта, до 6%.

Впрочем, эти компании уже живут запланированным на начало следующего года ростом тарифов.

Заведующий лабораторией конъюнктурных опросов ИЭПП Сергей Цухло сравнивает ситуацию с 1998 годом, но «тогда промышленность все-таки, хотя и нежданно-негаданно, выходила из кризиса, а сейчас она, похоже, только втягивается в него». Он обращает внимание, что, по данным ИЭПП, полностью остановился рост производства. «Если в сентябре баланс изменения выпуска после очистки от сезонности еще показывал скромную положительную динамику, то сейчас рост стал нулевым. А исходные неочищенные данные уже второй месяц подряд показывают абсолютное снижение выпуска. Особенно плохо обстоят дела в металлургии, остальные отрасли балансируют на грани нулевого роста либо вынуждены сокращать выпуск», -- говорит экономист.

Среди главных помех росту промышленного выпуска участники опроса называют внутренний платежеспособный спрос, точнее, его падение, на второе место в рейтинге вышла нехватка оборотных средств из-за «кредитного сжатия». Все чаще предприятия сталкиваются с неплатежами, упоминание этой помехи за третий квартал выросло почти в два раза.

Все же, по мнению г-на Цухло, втягивание российских предприятий в кризис происходит пока не так резко, а показания некоторых индикаторов даже оставляют надежду на смягчение кризисных явлений. «Во-первых, предприятия достаточно аккуратно управляют своими запасами готовой продукции. Во-вторых, говорить о массовых увольнениях в российской промышленности пока нет достаточных оснований», -- отметил эксперт. Почти треть предприятий все еще склонны оценивать численность работников как недостаточную против всего 10% с избыточным количеством занятых.

Пока единственным очевидным плюсом кризиса можно считать снижение темпа роста цен на промышленную продукцию, которые в октябре показали нулевой рост. Впрочем, как уже неоднократно говорили ведущие экономисты, это вряд ли приведет к падению темпов роста потребительских цен. «Единственными якорями, которые еще удерживают российскую промышленность от полного втягивания в кризис, остаются надежды на рост спроса за счет государственной подпитки и соответственно выпуска. Если предприятия не почувствуют вкуса бюджетных денег и спасательных кредитов, то этот оптимизм будет утрачен», -- уверен г-н Цухло.

Юлия Миронова