Медведевские \"пунктики\"
На модерации
Отложенный
Дмитрий Анатольевич как истинный юрист любит, чтобы все даже в устной речи было оформлено по пунктам. Вот и политическую реформу в своем послании он поделил на десять “пунктиков” — от поправок в Конституцию до введения ротации партийных лидеров…
Дмитрий Медведев войдет в российскую историю как президент, дотронувшийся до “священной коровы” последних 15 лет — Конституции 1993 года. И хотя первым из предложенных им изменений была названа обязанность правительства ежегодно выступать с отчетом перед депутатами Госдумы, все прекрасно понимают, что огород городится ради другого: увеличения президентского срока с четырех до шести лет. Это предполагает внесение поправки в ч. 1 ст. 81 Основного закона. Об отмене ограничения по двум срокам ничего не говорится, так что нетрудно подсчитать, что максимальное непрерывное пребывание гражданина РФ на посту главы государства составит 12 лет — в полтора раза больше, чем сейчас.
Кто предлагал изменить президентство
Чаще всего увеличить срок президентских полномочий предлагал спикер Совета Федерации Сергей Миронов. О продлении срока с четырех до пяти-семи лет он говорил до думских и президентских выборов, в процессе и сразу после.
В какой-то момент лидер “Справедливой России” начал ревниво поглядывать на коллегу из “Единой России”. Однако Борис Грызлов, будучи не менее верным действующей власти в вопросах долгого президентского срока, но более осторожным, с внесением соответствующих инициатив не спешил.
В июне прошлого года Владимир Путин, бывший в тот момент президентом, заметил, что “четыре года — достаточно маленький срок, для сегодняшней России пять, шесть или семь лет — это вполне приемлемо, но количество сроков все-таки должно быть ограничено”. Количество желающих и продлить, и увеличить, несмотря на последнее замечание, резко возросло. В свое время Госдума даже отклонила соответствующую поправку, которую предложили депутаты от Ивановской области (тогда законопроект поддержали лишь фракции ЛДПР и “Родина”). Кстати, лидер ЛДПР Владимир Жириновский тоже предлагал провести всенародный референдум по изменению Конституции в части увеличения срока полномочий Президента РФ до семи лет.
Однако Путин продолжал утверждать, что Конституцию ради третьего срока менять не собирается. Правда, на следующий день после думских выборов в начале года заявил, что неплохо бы разнести по времени парламентскую и президентскую избирательные кампании. Каким образом? Верный вывод на этот раз сделал уже первый вице-премьер Сергей Иванов: “увеличив срок президентства”. Правда, с тех пор как его коллега по должности Дмитрий Медведев стал главой государства, разговоры о количестве сроков и их продолжительности поутихли.
Депутатам Госдумы подарок сделан менее щедрый: срок полномочий парламента увеличивается с четырех до пяти лет. “Конфетка” — ежегодные отчеты правительства — в “фантике” из слов про “усиление парламентского контроля” едва ли что-то серьезно изменит при нынешней конфигурации власти. Во-первых, правительству никто не мешает и сейчас приходить в Госдуму с отчетом о проделанной работе. Даже в ельцинские времена, когда глава кабинета министров не был лидером партии парламентского большинства, такие отчеты практиковались… А во-вторых, гораздо более серьезным механизмом парламентского контроля является парламентское расследование. В Госдуме с 90-х годов лежит единственная принятая депутатами в первом чтении поправка на эту тему — и лежит без движения.
Чтобы объявленные Дмитрием Медведевым поправки в Конституцию из сказки превратились в быль, они должны быть оформлены в виде законопроекта и внесены в парламент. Две трети голосов “за” в нижней палате парламента, три четверти голосов “за” — в верхней палате, одобрение двумя третями субъектов Федерации — и дело сделано. Судя по всему, в силу эти поправки вступят с началом следующего избирательного цикла: для Госдумы — с 2011 года, для президента — с 2012 года. Чтобы избежать обвинений в шкурном интересе, такие реформы логичнее было бы провести уходящему главе государства. Но Владимир Путин, уходя, этого не сделал — может быть, потому, что уходил не насовсем, не исключая возможности вернуться…
В каких странах президент избирается на срок более пяти лет
Венесуэла, Египет, Зимбабве, Мексика, Шри-Ланка, Филиппины, Финляндия — 6 лет
Италия, Израиль, Сирия, Турция, Таджикистан, Узбекистан — 7 лет
Сколько сэкономят на выборах?
Мартовские выборы Президента России обошлись стране, согласно финансовому отчету ЦИК, в 5 миллиардов рублей, а декабрьское избрание депутатов Госдумы стоило на миллиард дешевле. Если главу государства избирать на шестилетний срок вместо четырехлетнего, то нетрудно подсчитать, что за 12 лет вместо трех кампаний пройдут две. Чистая экономия в нынешних ценах — 5 миллиардов. На эту сумму можно построить многоэтажную библиотеку, станцию метро или полностью отреставрировать Царское Село. Этой суммы хватило бы и на то, чтобы обеспечить бесплатными детскими колясками всех российских малышей в возрасте до 2 лет.
Перевод же Госдумы на пятилетний цикл позволит сэкономить за 20 лет 4 миллиарда рублей в нынешних ценах.
Если сроки полномочий президента и депутатов продлят, то только на федеральных выборах в среднем за год будет экономиться 500 миллионов рублей.
Объявленная демократизация избирательного процесса будет косметической — она не изменит и не может радикально изменить нынешней ситуации.
Дмитрий Медведев признал неправильным, что пять миллионов избирателей, проголосовавших в 2007 году за партии, не попавшие в Думу, не имеют своих представителей в законодательной власти. Но что предлагается? Снизить неприличный для цивилизованных стран семипроцентный барьер прохождения в Госдуму? Нет, всего лишь выделять по 1—2 места в парламенте для партий, набравших от 5 до 7 процентов.
Между прочим, на выборах 2007 года ни одна из шести не взявших барьер партий не подобралась даже к трем процентам — какие там пять!
Обещанная отмена денежного залога как альтернативного сбору подписей способа регистрации кандидатов в депутаты лишит оппозиционные непарламентские партии чуть ли не единственной возможности увернуться от тяжелой руки административного ресурса. Кстати, соответствующий законопроект уже внесен в Думу Пермским законодательным собранием — по инициативе “единороссов”…
И провозглашенное поэтапное снижение количества подписей, необходимых для регистрации на выборах в Думу, по сравнению с нынешним (сейчас — 100 тысяч) мало что может дать, если останутся прежними нормы законодательства о выборах, позволяющие избиркомам крайне придирчиво и пристрастно подходить к проверке подписей. И если останется прежней нынешняя судебная практика, когда у отстраненных от выбора партий почему-то ну никак не получается доказать свою правоту.
Тем не менее приятно, когда президент говорит о непарламентских партиях и заботится о них. Но вот незадача: число их сокращается в последнее время буквально день ото дня. Из 14 зарегистрированных Минюстом на 1 сентября 2008 года четыре сидят в Госдуме, а шесть или уже самоликвидировались, слившись при хозяйском пригляде Кремля с более крупными, парламентскими, либо находятся в процессе преобразования…
Может быть, вместо старых “маленьких” партий народятся новые? Ведь предложил же президент снизить требования по численности к желающим зарегистрироваться партиям! Сейчас необходимый минимум — 50 тысяч человек; каким должен быть масштаб снижения планки (на 5 тысяч, на 10 тысяч, в два раза) — ничего не сказано. Ничего не сказано и о том, сохранится ли прежний подход к регистрации партий, когда Минюст без проблем присваивает партийный статус организациям, получившим санкцию Кремля, и не регистрирует под самыми разнообразными предлогами те организации, которые Кремлю не нужны или противны…
Парламентским партиям обещан (в который раз!) доступ к государственным СМИ. Но перед партийными лидерами вроде Геннадия Зюганова и Владимира Жириновского замаячила пенсия: Дмитрий Медведев предложил ввести для партбоссов принцип ротации. Сколько лет будет позволено им сидеть в своих креслах — неизвестно. Может быть, как и главы государства, они должны будут уходить с высоких постов, отбыв два раза по шесть лет?..
Дмитрий Медведев поставил точку в споре о том, не стоит ли вернуться к выборам членов Совета Федерации. Его ответ — не стоит. Но предложенная президентом схема формирования верхней палаты парламента будет серьезно отличаться от путинской. Сейчас исполнительная и законодательная власть региона (губернатор и местный парламент) направляют в Москву по одному представителю. Предполагается же некий суррогат выборов: представлять регионы смогут лишь местные депутаты регионального или муниципального уровня. Впрочем, из выступления Дмитрия Медведева непонятно, касается ли это представителей и исполнительной, и законодательной власти либо только законодательной. Число “варягов” в Совете Федерации едва ли уменьшится, хотя чиновникам, генералам или бывшим губернаторам, чтобы осесть в этом тихом и теплом месте, придется пройти более длинный путь. Сначала — заручиться благословением Кремля, потом — стать региональным депутатом от “Единой России”…
Порядок назначения губернаторов практически не изменится. Ради повышения роли партий президент считает необходимым предоставить тем из них, что победят на региональных выборам, единоличное право выдвигать кандидатуры на пост главы региона. Но определяться по этим кандидатурам все равно президенту, и указ о назначении подписывать ему.
Сейчас в большинстве регионов лидирующая партия и губернатор — одного поля ягоды. Исключение, пожалуй, до недавнего времени представляла только Владимирская область, где губернатор Николай Виноградов числился коммунистом. В январе этого года он приостановил членство в КПРФ — правда, и в “Единую Россию” пока не вступил.
Есть и еще один “казус” — экс-губернатор Ставрополья Черногоров во время выборов в местное законодательное собрание сильно проштрафился: лидирующей партией в Заксобрании Ставрополья стала “Справедливая Россия”, поэтому губернатора-“единоросса” убрали. Но вовсе не затем, чтобы поставить во главе края “справоросса”, а для того, чтобы новый глава региона добился-таки передовой роли “Единой России”.
Марина Озерова
Комментарии