Финансовый кризис не обойдет стороной продовольственный рынок
На модерации
Отложенный
Проблемы на финансовом рынке отодвинули на второй план разговоры о продолжающемся мировом продуктовом кризисе. Между тем, взаимодействие этих двух явлений может оказать значительное влияние на рядового потребителя.
Действительно, сейчас уже мало кто вспоминает, что еще в конце 2007 – начале 2008 года, когда и речи не было о глобальных финансовых трудностях, мировое сообщество столкнулось с серьезной продовольственной проблемой. Цены на продукты росли практически ежедневно. Правительства многих стран были вынуждены пойти на экстренные антикризисные меры. В России на некоторое время были заморожены цены на социально значимые продукты. Причин подобного взлета цен было много: как природные факторы, например, засуха в ряде стран – крупных производителей сельхозпродукции, так и экономические изменения, вроде мирового роста цен на энергоносители и удобрения, сокращения инвестиций в сельское хозяйство и так далее.
По данным органов государственной статистики, проблемы финансового рынка пока не сильно влияют на продовольственные цены. На прошедшей неделе, согласно подсчетам "Росстата", индекс потребительских цен лишь ненамного вырос по сравнению с началом октября. Между тем, если сравнивать с началом года, то разница цен составляет уже, согласно той же официальной статистике, 11,5 %. Сомнительно, что получится удержать годовую инфляцию на уровне запланированных правительством 13 %, так как под конец года инфляция всегда ускоряется.
При этом на практике рост цен гораздо сильнее бьет по карману потребителей. Так, по итогам месяца, мясо и основанные на нем продукты выросли в цене на 3 %, куриные яйца – на 12,3 %. С учетом того, что на мясопродукты приходится значительная доля расходов в потребительской корзине, очередной подъем цен будет весьма ощутим.
Вместе с финансовым кризисом почти в два раза сократились цены на энергоресурсы. Однако цены на продукты, достигнув в пик продовольственного кризиса своего максимума, снижаться не будут. Ведь пока товар дойдет от производителя до покупателя, он пройдет через множество рук различных оптовиков-перекупщиков, благодаря которым значительно повышается цена продукта. Такая система не только увеличивает инфляцию, но и раздувает существующий кризис.
Последствия финансового кризиса уже ощутили на себе различные сети продуктовых магазинов. Началось замораживание многих программ развития и сокращение персонала. В середине октября о массовых увольнениях сотрудников объявила торговая сеть "Патэрсон". Глава X5 Retail Group, владелец сетей "Пятерочка" и "Перекресток", заявил о возможности сокращения до 30 % административного персонала в головном и региональных офисах. Финансовый кризис значительно изменит и ассортимент магазинов. Он будет смещаться от продуктов класса премиум к недорогому продовольствию.
Даже при условии снижения себестоимости производства продуктов питания из-за подешевевших энергоресурсов и удобрений, оптовики и сетевые магазины не будут спешить корректировать цены в сторону понижения.
Определенное падение цен, по заявлениям экспертов, может произойти только в очень долгосрочной перспективе, в ближайшее время цены не опустятся ниже текущего уровня.
В конце октября состоялась встреча представителей власти и девяти крупнейших розничных торговых сетей. По результатам переговоров, было принято решение о государственном кредитовании через банки этих сетей. В обмен на это ритейлеры, как можно предположить, обещали на время "заморозить" цены. Однако набранные у государства кредиты все-таки придется возвращать. Некоторые представители розничных сетей уже заявили, что процентная ставка (18-24 %) для них велика, поэтому вся тяжесть этого бремени ляжет на... потребителя. То есть пообещав придержать на несколько месяцев цены на продовольствие, ритейлеры оставляют себе право повысить их уже в следующем году.
К слову, более мелкие продовольственные магазины не так ощутят на себе последствия финансового кризиса. Проблемы возникли, в первую очередь, у тех крупных сетей, которые брали значительные суммы в кредит для открытия новых точек. Их развитие несколько лет назад происходило настолько бурно, что государству даже приходилось законодательно защищать местные продовольственные магазины от сетевых гигантов. В противном случае, крупнейшие сети просто бы перекупили местных конкурентов и, став монополистами на рынке, могли бы уже полностью диктовать условия поставщикам. Хотя уже сейчас они обладают серьезным влиянием, так как в большинстве крупных городов страны больше половины всех продуктов потребитель получает, пользуясь услугами сетей. Именно финансовые проблемы сетевых магазинов тут же отражаются и на всем продовольственном рынке.
Впрочем, основное влияние кризиса на продовольственный рынок мы сможем ощутить только в следующем году. Предновогодняя потребительская активность сгладит такие возможные последствия кризиса как снижение потребления и увеличение стоимости продуктов. До конца года цены на продовольствие, несмотря на снижение себестоимости, избегнут резких перемен и будут продолжать незначительно повышаться. Кроме того, именно после Нового года будут заключены новые контракты ритейлеров с поставщиками, в которых уже будет отражено влияние кризиса на продовольственный рынок.
"Ну, допустим, не будет "сникерсов"... Но хлеб и картошка – будут!", – так в шутку отреагировал Владимир Малышкин, руководитель Департамента потребительского рынка и услуг города Москвы, выступая на недавней пресс-конференции, посвященной влиянию финансового кризиса на продовольственный рынок. Пожалуй, действительно, дефицита не предвидится: и хлеб, и картошка будут в продаже. Наверняка даже пресловутые "сникерсы" никуда с прилавков не денутся. А вот сколько они будет стоить – это вопрос.
Станислав Грушевский
Комментарии
Не слишком ли дорого они нам обходятся?
Для их развертывания Юрий Михайлович продолжает уничтожать сотни торговых рынков, уничтожать как раз тех, кто работая сам и на свои деньги может обеспечить гибкость продовольственному рынку.
Они сжирают наши рынки, где мы привыкли покупать, зачастую дешевле.
Они поглощают независимые магазины, лишая нас свободы выбора.
Они делают продавцами людей, которым наплевать на покупателей, потому что они не дорожат своей работой.
А теперь, когда они не могут расплатиться по долгам, они берут из стабфонда наши же деньги!?