Почему Таджикистан изменил России?

На модерации Отложенный

С чего начались неурядицы в российско-грузинских отношениях? Отнюдь не с Абхазии и Южной Осетии, как нам сегодня пытаются внушить. Они начались с того момента, когда российские власти перекрыли грузинскую границу, прекратив доступ на российскую территорию многотысячных караванов автоцистерн с дешевым спиртом. Именно это вызвало столь негативную реакцию Грузии, что она потребовала немедленного вывода всех российских войск со своей территории.

Впрочем, при чем тут Грузия? Вымирающее от пьянства население России – золотая мечта западных «заклятых друзей», со времен тевтонских рыцарей пытающихся осуществить свой «Дранг нах Остен». По подсчетам Римского клуба, достаточно к 2050 году довести численность населения Россия до 50 млн. человек и она просто исчезнет с географической карты мира, а значит «проблема русского медведя» будет решена окончательно и бесповоротно.

Однако американцы не были бы американцами, если бы демонстративно подставляя под удар Грузию, не готовили бы «дружественной России» гораздо более опасную наркоэкспансию с «мягкого подбрюшья». Казалось бы, нет в мире более нам дружественной страны, чем Таджикистан, на территории которого находится российская военная база. Если бы не одно маленькое «но…».

По данным российских СМИ в России ежегодно гибнет от передозировки наркотиками 70 тысяч молодых людей от 14 и до 24 лет! По сравнению с грузинским спиртом это настоящее оружие массового поражения. Сравним, в Афганистане за пятнадцать лет войны было потеряно всего пятнадцать тысяч молодых жизней.

Наркоэкспансия через Таджикистан приняла глобальные масштабы после оккупации Афганистана американцами и их союзниками по НАТО. Разгром режима талибов привел к небывалому, в десятки раз росту производства наркотиков. По данным ООН ныне 90% мирового производства наркоты приходится на «освобожденный» демократический Афганистан. Попытка российских пограничников сдержать этот наркотический вал завершилась… подписанием 16 октября 2004 года специального соглашения между пограничными службами России и Таджикистана о поэтапной передаче охраны границы российскими пограничниками таджикским пограничным отрядам, которая завершилась в 2006 года.

Результат не заставил себя ждать: с приходом таджикских пограничников объем наркотрафика возрос в 3,5 раза. Жители Таджикистана горько шутят, что теперь граница «поделена» между родственниками и вождями таджикских (афганских) племен, проживающими по обе стороны границы, и каждый ее участок имеет свою цену. Произошла некая «племенная приватизация» основных трансграничных каналов и маршрутов поставок наркотиков. Не без заинтересованного долевого участия правительственных кругов и даже президентского окружения.

Кому было выгодно, и кто лоббировал решение о сдаче российскими пограничниками участков таджикско-афганской границы? За ответом далеко ходить не надо – заботу по оснащению таджикской государственной границы, обучению пограничников и оборудованию погранзастав сегодня охотно взяли на себя … американцы и НАТОвцы.

Вашингтон давно ведет целенаправленную политику по вытеснению российского военного контингента с территории Таджикистана, оказывая политическое давление на президента страны Эмомали Рахмона и подкупая его чиновников. И вот уже никого не удивляет, что с 12 по 21 сентября 2008 года представители посольства США в сопровождении сотрудников госкомитета национальной безопасности, как полноправные хозяева, проводили инспекцию на пограничных заставах Шуроабадского, Хорогского, Ишкашимского и Мургабского районов пограничных войск Таджикистана, расположенных в приграничье с Афганистаном.

Американские «инспектора» на месте ознакомились, и дали оценку инфраструктуры отрядов с целью определения финансовой помощи для их реконструкции и оснащения. В их планах есть и посещение учебного центра по подготовке пограничников в городе Хорог, который начал свое функционирование в октябре 2006 года при поддержке международной организации миграции и финансировании госдепа США.

Разумеется, американцы и НАТОвцы прекрасно осведомлены, что этот участок таджикско-афганской границы в Горно-Бадахшанской автономии остался практически не контролируемым. Укомплектованность пограничных отрядов ГУПВ ГКНБ, осуществляющих охрану границы в Хорогском и Калайхумбском районах, составляет лишь 32-35%. Переданная российской стороной на безвозмездной основе погранвойскам военная техника приведена в негодное состояние. Военнослужащие пограничных войск республики, боясь кровавых расправ со стороны полевых командиров приграничной провинции Бадахшан Афганистана, не препятствуют наркодельцам в переправке на территорию Таджикистана крупных партий наркотиков. Более того, есть факты обезоруживания афганскими бандгруппировками таджикских пограничных нарядов и захват ими заложников.

Неспособность таджикских пограничников самостоятельно обеспечить охрану рубежей с Афганистаном в труднодоступных участках Горно-Бадахшанской автономной области и других регионов страны очевидна даже ребенку. А это хороший предлог для непосредственного прихода американцев в Таджикистан. По аналогии с их вторжением в Афганистан, можно смело предположить, что Соединенные Штаты немедленно начнут устанавливать демократию и «бороться» с наркобизнесом и международными террористическими бандформированиями, в результате чего производство наркотиков в стране возрастет во много раз.

Кроме того, и сами американские военные непременно внесут свой вклад в эффективное и надежное обеспечение нелегальной транспортировкой наркотиков. И уж тогда планы Римского клуба по уничтожению российского населения будут перевыполнены досрочно. Похоже, именно этого Вашингтон и добивается, умело используют жадность и причастность к наркотрафику высших чинов республики, руководителей силовых структур и правоохранительных органов, для беспрепятственного прохождения через территорию Таджикистана одного из основных каналов контрабанды афганского героина в Россию.

Все мы знаем выражение «старый алкоголик» и знаем, что даже постоянно пьющий человек способен дожить до пенсионного возраста. А видели кто-нибудь «старого наркомана»? Семь лет – вот максимальный срок «севшего на иглу» человека от первой до последней дозы. Хотя, по большому счету, американские и НАТОвские военные уже давно прочно обосновались на таджикской земле. Французские и американские самолеты освоили воздушное пространство, тыловые службы принимали участие в восстановлении мостов и дорог на афганском направлении. Они финансируют обустройство границ, поставляют оборудование для учебных центров, принимают непосредственное участие в обучении таджикских военнослужащих.

Президенту Эмомали Рахмону настойчиво подбрасываются идейки о создании «миротворческих сил», обещая их полное финансирование, обучение и вооружение НАТОвским оружием Как и в соседнем Афганистане, местное население Таджикистана всегда с теплотой вспоминает российских военнослужащих. Могут ли «янки», придя на таджикскую землю и дальше рассчитывать на аналогичное отношение? Вряд ли, и опыт Афганистана это подтверждает.

Но американцы и не собираются жертвовать своей жизнью ради спокойствия чужой страны, как это делали в свое время русские пограничники. Да и не было у них никогда серьезного опыта охраны сухопутных границ.

Читаешь сообщения прессы и удивляешься. В апреле 2008 года более 100 таджикских офицеров-пограничников были обучены умению охранять государственные рубежи своей страны. В роли инструкторов выступили 15 морских пехотинцев из США(?!). Интересно, на каком морском берегу развернули в Таджикистане свои методические таланты морские пехотинцы? На Сарезском озере?

Усиление подобного американо-таджикского военного сотрудничества напоминает еще свежую в памяти подготовку добрыми «янки» трех бригад грузинских спецназовцев, которые затем и показали свою выучку в Южной Осетии. Тогда наших солдат выручила дислоцированная неподалеку на территории России 58-ая армия. А кто их выручит в далеком Таджикистане?..

Борис Печорин 
_______________________________________________________________________________________

От редакции: На самом деле защита внутреннего пространства СНГ от проникновения афганских наркотиков никогда не была приоритетной задачей Группы российских погранвойск в Республике Таджикистан. Российские пограничники (кстати, далеко не русские - 95% рядового состава ГРПВРТ составляли таджики, набранные по призыву в соответствии с межгосударственным договором. Россиянами были только офицеры и прапорщики, и то далеко не все) представляли собой серьезную силу, более 20 тысяч штыков, тяжелая техника, вертолеты, укрепленные заставы, превращенные в настоящие крепости. Плюс 7 тысяч "штыков" 201-й дивизии, подразделения миротворцев из стран СНГ и узбекистанская штурмовая авиация. Все это, конечно, не против наркоторговли.

В тот период была реальна угроза прорыва из Таджикистана боевиков Движения исламского возрождения Таджикистана, которое поддерживали талибы. На границе разворачивались настоящие боевые действия. Особенно кровавыми были 1995 и 1996 годы, когда пограничники несли серьезные потери, а весной 1996 года ряд погранзастав в течение 2-х месяцев выдерживали осаду со стороны боевиков из-за границы. Потери пограничников насчитывали десятки убитых, сотни раненых. Только в засаде в районе Калайхумбского отряда казахстанские пограничники потеряли порядка пятидесяти солдат разом. В России об этой войне на границе почти ничего не известно.

После ввода войск НАТО в Афганистан, что происходило при активной поддержке со стороны России, надобность содержать на границе целую армию пограничников отпала - вопрос наркотрафика, повторим, вообще мало кого интересует сегодня в Москве. Да и проконтролировать сотни километров границы. проходящей по труднодоступным районам Памира, довольно трудно.

Другое дело - контроль за наркоторафиком через внутренние территории Таджикистана, через границы стран СНГ и самой России. Но если даже во время активных боевых действий практически каждый "борт" миротворцев вез с границы груз наркоты - ясно, что это было не просто так. Наркотрафик - это ведь не только бизнес афганцев и натовских сержантов, да некоторых "хукумов" из Таджикистана. Не случайно на ряде таможенных постов в России служат почему-то этнические таджики. Не случайно давно всем известная информация о путях среднеазиатского наркоторафика не приводит к их перекрытию.

Судя по всему, в транзит через территорию Центральной Азии и Российской Федерации наркотиков из Афганистана "крышуется" очень высоко как в администрации президента Рахмона, так и в высоких кабинетах на Старой площади и Лубянке, благо рядом.

Первая крупная поставка афганского героина была зафиксирована на территории спокойного Мургабского погранотряда, когда в заваренных емкостях обычного Камаза было обнаружено около 700 килограммов героина. Это было сумасшедшее количество - до того героин попадался партиями по 1-2 килограмма, а в основном шли производные гашиша и опия. Это свидетельствовало о наличии в Афганистане собственных лабораторий по производству чистого героина - сами они появиться не могли, их создали при участии западных "специалистов". И примерно в то же время заговорил о необходимости вывода российских пограничников с афганско-таджикской границы.

Спустя которкое время производство героина в Афганистане стало массовым, его взяли под контроль американцы и британцы, а российские погранвойска были выведены. МЧС России приняло активное участие в транспортном обеспечении вторжения войск НАТО, правительство РФ предоставило натовским грузам "зеленый коридор" - что везли обратно, никто не знает. На тот же период пришлось формирование массового внутреннего рынка тяжелых наркотиков в России, а затем и в республиках Центральной Азии, включая сюда и Таджикистан.

Анатолий Баранов