Принятый бюджет отражает только один кризис - кризис управления в РФ

На модерации Отложенный

Госдума одобрила бюджет на 2009-2011 годы в третьем, окончательном чтении. На основной финансовый документ страны ситуация на мировых финансовых рынках, похоже, не оказала никакого влияния - Дума одобрила бюджет на три года вперед, в котором кризису уделено совсем мало места. В бюджете на 2009-2011 годы на приобретение акций и облигаций выделено 175 миллиардов рублей государственных средств. Такое увеличение расходов стало фактически единственным признаком кризиса в бюджете.

Параметры бюджета пришли к нам из какой-то другой реальности: инфляция в России составит 8,5 процента, а к 2011 году уменьшится до 6,8 процента. По данным Центробанка России, за год инфляция составит 13 процентов, а по данным Международного валютного фонда - 14 процентов.

В 2008 году доходы России от продажи нефти и газа должны составить 50 процентов от общего объема доходов. По данным министра финансов Алексея Кудрина, в 2009 году бюджет России может быть бездефицитным при среднегодовой цене в 70 долларов за баррель марки Urals и выше. В конце октября Urals стоила на рынке меньше 60 долларов за баррель, а к концу года имеет шанс опуститься ниже 50... А в бюджете запланирован профицит в 1,9 триллиона рублей (3,7 процента ВВП).

ВВП в 2009 году запланирован на уровне 51,5 триллиона рублей, а его рост - в районе 6,7 процента. В реальности рост ВВП в России достигался только и исключительно за счет нефтегазового комплекса, а в обрабатывающей промышленности реально рост был достаточно мизерным. Прогноз МВФ, который составлялся также до кризиса, предполагает в России 5,5-процентный рост ВВП, а уж что будет в разгар кризиса, и вовсе непредсказуемо. Во всяком случае, во Франции, Испании и Германии началась рецессия, Италия балансирует на грани.

От редакции: Бюджет на 2009-2011 год демонстрирует всего лишь ригидность системы госуправления в РФ и крайнюю неспособность ее работать в услвоиях мало-мальски некомфортных. Несоответствие же бюджета текущей реальности лишь иллюстрирует неустойчивость системы госуправления в РФ перед любым кризисным явлением - будь то нынешняя ситуация, война, катастрофа, моровое поветрие и вообще что угодно, выходящнее за рамки ординарности.

Над проектом бюджета работает огромное количество людей и структур, но сведение бюджетных показателей - это искусство для очень ограниченного круга лиц, не более десяти, в основном из правительства и Думы. Правительству в последние два месяца было явно не до переписывания бюджета, парламенту тоже. Тот же Резник, наверно, больше боролся с испанским правосудием, чем с отражением мирового кризиса в бюджете страны.

По большому счету, мы работаем под управлением "правительства месячных" - кабинет министров Владимира Путина по-прежнему в полном составе собирается не чаще 1 раза в месяц, как-будто ни в стране, ни в мире ничего особенного не происходит. В правительстве так и не был сформирован антикризисный штаб - только несколько дней назад образовалось некое его подобие, но почему-то под управлением не Путина, а Нарышкина. Это значит, что отдельные члены правительства, "ответственные за кризис", все это время действовали в индивидуальном и во многом в хаотическом порядке - естественно, до бюджета ли им было?..

О степени неготовности правительства к кризису ярче всего говорит тот факт, что, несмотря на очевидное сокращение спроса на рынке труда, Минздравсоцразвития вчера увеличило в 2 раза квоту на привлечение иностранной рабочей силы - то есть выполнило запрос, сформированный еще в конце прошлого года, в совершенно иной экономической ситуации.

В принципе, часть функций по формированию, по сути, нового бюджетного документа могла бы взять на себя сама Дума или в целом Федеральное Собрание, сформировав межфракционную Антикризисную комиссию, в задачи которой входила бы подготовка "антикризисных" поправок в законы, подготовка "антикризисных" законодательных актов и в первую очередь - "антикризисного" бюджета. Почему этой очевидной вещи не было сделано?

Ответ - в монолитно-бюрократической схеме управления парламентом со стороны "Единой России", которая сама, в свою очередь, не самостоятельна в своих решениях, а полностью зависит от правительства и его председателя - лидера ЕР Владимира Путина. Естественно, при такой громоздкой схеме принятия решений, да еще при учете "кипучего безделья" известного политического деятеля, рассчитывать на какие-то оперативные решения Думы не приходится. Депутаты-единороссы спокойно ждут, когда пакет "антикризисных" законов им спустят из правительства, и они, конечно же, моментально их примут не читая. Это - максимальная оперативность, которую можно ожидать от этого стада верных приверженцев генеральной линии.

Естественно, такой инерционный и исключающий любую инициативу и любую ответственность механизм госуправления в период кризиса вообще не пригоден ни для чего. Мы на ФОРУМе.мск еще год назад говорили, что в России грядет самый страшный для нее кризис - кризис управления. И принятый Думой бюджетный документ - это всего лишь отражение управленческого коллапса в России.

Анатолий Баранов