Олигархи, павшие жертвой кризиса, вынуждены просить помощи у Путина
На модерации
Отложенный
Бедные олигархи! Неужели им придется отказаться от частных самолетов, гигантских яхт, роскошных особняков на Лазурном берегу? Биржевой крах их буквально выжал досуха, причем в масштабе, немыслимом по меркам обычных людей: 12,5 миллиардов евро Олега Дерипаски, самого богатого человека страны, развеялись как дым; Алексей Мордашов, молодой глава 'Северстали', пытавшийся два года назад купить Arcelor, потерял более 14,5 млрд.; Роман Абрамович, владелец футбольного клуба 'Челси', лишился 15,3 млрд. . . Всего по подсчетам агентства финансовой информации Bloomberg совокупные потери 25 самых богатых людей России достигают порядка 185 млрд. евро - сумма, в четыре раза превышающая состояние Уоррена Баффета (Warren Buffett), первого богача на планете! 'Нам всем придется покинуть рейтинг самых состоятельных людей мира', - заявил Александр Лебедев, крупный акционер 'Аэрофлота', занимающий тридцать девятое место в списке журнала Forbes.
Первая жертва? Московский рынок элитной недвижимости: из построенных в прошлом году 1,5 миллионов квадратных метров, 500 000 выставленных на продажу по цене от 11000 до 19 000 евро за кв. м. не могут найти покупателей.
Среднестатистического россиянина эта ситуация не печалит, напротив, он не против подобного поворота судьбы: банковский и финансовый кризис 1998 года разорил миллионы мелких вкладчиков, зато горсть миллиардеров в накладе не осталась, они воспользовались девальвацией и хаосом и увеличили свои состояния, а также контроль над стратегическими активами страны. Через десять лет удар пришелся по ним самим.
'На самом деле убытки, понесенные олигархами можно разделить на две категории, - говорит экономист Жак Сапир (Jacques Sapir). - Одни произошли вследствие падения биржевой стоимости акций, и, значит, эти убытки виртуальные. Но другие - вполне реальны, и это приведет к перераспределению активов'. Стоимость акций, котирующихся на московской бирже за шесть месяцев упала на 60%. Российский рынок, чьи размеры очень скромны, усиливает колебание курсов акций, как на повышение, так и на понижение: после годов эйфории произошло потрясающее обрушение. В пик кризиса, несколько недель назад, биржи даже были вынуждены на много дней остановить торги.
И это еще не все. Большинство этих миллиардеров так увлеклись игрой в 'Монополию' в натуральную величину, что ради инвестиций и покупок акций крупных иностранных и российских предприятий, влезли в нешуточные долги на международных рынках.
В залог этих займов они оставили свои биржевые активы. Когда фондовый рынок начал падать, международные банкиры незамедлительно попросили их вернуть кредиты. Результат: им нужно до конца года найти сорок миллиардов долларов наличными, чтобы расплатиться с зарубежными кредиторами'! Они попали в безвыходную ситуацию, теперь им нужно уступить часть своих активов или умолять государство о помощи.
'Сегодня практически все олигархи нуждаются в наличности и вынуждены идти на поклон к Кремлю', - констатирует Тома Гомар (Thomas Gomart), руководитель Центра по изучению России во Французском институте международных отношений(IFRI). Несмотря на падение цен на нефть и кризис доверия, правительство отреагировало очень энергично. Центробанк, владеющий колоссальными резервами в размере порядка 400 млрд. евро, с одной стороны, влил более 15 млрд. на поддержку рубля. С другой стороны, создал стабилизационный фонд в размере 40 млрд., который пойдет на выплаты западным банкам, чтобы вернуть заложенные акции предприятий.
'Впервые в истории российских кризисов, государство реагирует настолько быстро и эффективно', - отмечает Борис Ивантер, директор Института народнохозяйственного прогнозирования. Окажут ли злоключения олигархов отрицательное влияние на крепкое здоровье российской экономики? Ни грузинский кризис, ни спекулятивные атаки на рубль, ни даже резкое снижение стоимости барреля нефти пока не могли повредить экономике, чей рост на протяжении пяти последних лет составляет 8%. Прогнозы самых пессимистично настроенных экономистов говорят о 5-6% росте.
Официально план спасения экономики предусматривает, что активы будут вновь проданы, как только это позволит экономическая ситуация . . . Но не испытает ли государство искушения усилить свой контроль над крупными энергетическими и горнодобывающими предприятиями? 'Ряд компаний будет, безусловно, перепродан, - считает Жак Сапир. - Но другие, которые считаются стратегическими, могут остаться во владении государства'. Близость олигархов к Кремлю, несомненно, окажет влияние на это процесс. 'Предстоит крупная пересдача карт', - считает Тома Гомар. И на этот раз Владимир Путин, который по-прежнему управляет страной, имеет на руках все козыри.
Наташа Татю
Комментарии