Проект \"Имя – Россия\" вышел на финишную прямую

На модерации Отложенный

Сначала Институт российской истории РАН отобрал 500 имен из истории России. Потом на сайте из 50 великих деятелей России выбирали двенадцать. Теперь доросли до вечернего эфира канала «Россия». Из двенадцати великих выбирают одного – сегодня самого нужного – под руководством Александра Любимова. В минувший уикенд рассматривалась кандидатура Менделеева.

Даже странно, что сие действо опять придумали не мы, а англичане, создавшие проект «Сто великих британцев». Пока у нас шло интернет-голосование, в лидеры вышли Николай II и Сталин, что раздражало. Как будто кто-то где-то прикинул на глаз: «Так, ну кто там у них на политических полюсах? Кого лбами можно столкнуть, как всегда?» Охотно верю, что все было совсем не так – но выглядит-то... Неужели мы такие примитивные?

Критика компьютеризированной части нации не входит в мой формат.

Но и сам проект чувства добрые не пробуждает.

Не берусь судить британцев. Для этого надо не только видеть их вариант, но и быть обитателем современного туманного Альбиона. Может, у них получилось здорово. Однако что англичанину хорошо, то русскому бывает что и смерть.

В нашем общественно-экономическом контексте голосование за великих все равно оборачивается голосованием против них. Ведь это игра на выбывание. Незаурядных надо почему-то отсеивать, что нелепо. Ведь тут и тысячи гениев и сильных личностей не хватит, чтобы улучшить жизнь страны в целом. Тут бы, наоборот, «команду» собирать...

Однако проект подразумевает, что аудитория, не задумываясь, проглотит правила игры и декларации создателей проекта. Глотают же и то и другое авторитетные персоны от современности, которые чинно сидят полукругом и являют аналог жюри.

Валентин Варенников, Александр Рогозин, Геннадий Зюганов... И умнейший Сергей Капица. И помолодевший Виктор Черномырдин. И мудрейше-обаятельнейший Никита Михалков во главе. Словно продолжает играть роль из своего же фильма «Двенадцать» – только перешел в проект «Слабое звено-2».

Одно из декларируемых намерений – привлечь аудиторию к российской истории. А чего ее привлекать-то? По всем каналам уже давно засилие исторической тематики. От человечества каменного века до родных предперестроечных фарцовщиков вся история охвачена разными телеформатами. И не захочешь – наберешься исторической информации и легенд, стереотипных образов и версий.

Формат же проекта «Имя – Россия» скорее отвлекает от истории. Вместо популяризации не очень популярных или совсем непопулярных персон, происходит обратное. Снова приглашают решить, кто еще нам не нужен, без кого еще мы можем обойтись. После революции 1917 года тоже так решали...

И мы снова топчемся среди личностей, давно разрекламирвоанных в массмедиа без всякой меры и вкуса.

Бедный Менделеев как представитель науки, то есть самого неинтересного для массовой аудитории занятия, сначала аттестовывается как человек, усовершенствоваший водку. Все прочие его открытия идут следом.

«Имя – Россия» заставляет Екатерину II и Суворова, Ленина и Достоевского, Столыпина и Пушкина участвовать в конкурсном шоу. Поэтому я даже не спрашиваю, что общего между программами «Ледниковый период», «Звездный лед», «Минута славы» и «Имя – Россия».

Почти все общее. Ослепительный свет студии. Интенсивный монтаж, чтобы быстрее уставали, но только не скучали. Хуже всего, что и установка примерно одинаковая: «Давайте глазеть и судить тех, кто ярче и талантливее других».

Весьма характерное развлечение для черни, у которой нет иных методов самоутвердиться, кроме как кого-нибудь наказать большинством голосов. Чем у народа меньше реальной власти, тем больше изобретается гнусных иллюзий оной. Так было когда-то в Римской империи, снискавшей в результате печальный конец.

Телевидение призывает сегодняшний народ относиться к историческим персонам как к очередным девочкам и мальчикам с очередной «Фабрики звезд». Однако исторические личности нуждаются в осмыслении, а не в рейтинге.

Правда, разница с прочими вечерними шоу тоже налицо. Никто не встает на коньки, никто не показывает фокусы. За это – спасибо. Наше телевидение и, как мне кажется, наши общественные и даже медийные деятели заскучали по своим говорящим головам – говорящим на высокие политические и культурные темы.

Есть в телешоу «Имя – Россия» что-то ностальгическое. Особенно когда камера непроизвольно фиксирует ненаигранный блеск в глазах и капельки пота на лице ведущего Александра Любимова. Все-таки, несмотря на лоск, престиж, медийность и атмосферу стабильности, люди и деятели остаются людьми и деятелями.

В последний период эти люди-деятели недоизбирали и недоизбирались, недоголосовали, недодискутировали. «Имя – Россия» протаскивает в телеэфир политические дискуссии «зайцем». Время таких дискуссий ушло, но без них жить очень скучно. Предмет же дискуссий выбит из телеэфира эпохой.

О современных сильных мира сего – или хорошо, или осторожно, или ничего. О современных персонах из сферы искусства – либо в узко профессиональных кругах и передачах, либо в отпетом аудио-теле-бумажном гламуре.

Делать нечего – приходится браться за историю. Истории от этого не позавидуешь. Но между очень хорошим ледово-танцевально-цирковым шоу и очень слабым общественно-политическим шоу я выбираю второе.

Екатерина Сальникова