Черногория - рай для богачей-космополитов
На модерации
Отложенный
Крошечное балканское государство Черногория, обретшее независимость лишь в 2006 году, исполнено решимости стать туристическим центром и раем для богачей-космополитов
Правители Черногории придумали новый лозунг для новоиспеченного балканского государства. 'Я называю его новым Монте-Карло. Именно так я и говорю людям во время своих зарубежных поездок, - сообщил на прошлой неделе министр иностранных дел Милан Рочен. - Мои собеседники считают, что настоящее Монте-Карло стало скучным местом, у него не осталось перспектив. Чего не скажешь о Черногории'.
Побережье Черногории, в отличие от Французской Ривьеры, девственное место. У подножия известняковых гор плещутся кристально-чистые воды, берег усеян бухточками песчаных пляжей и городами-крепостями - ландшафт, который лорд Байрон назвал 'самой прекрасной из встреч земли и моря'.
Черногория оставила позади многолетнюю жизнь по указке СССР и начала масштабный приватизационный процесс, который привлек в страну Олега Дерипаску, Ротшильдов, французского магната Бернара Арно (Bernard Arnault),главу компании-лидера по производству и продаже предметов роскоши, и им подобных. Участие Дерипаски в приватизациях, осуществляемое, как говорят, с благословения российского премьер-министра Владимира Путина, настолько значительно, что многие называют теперь Черногорию российской колонией. Этот ярлык вызвал на прошлой неделе возмущение Рочена, который три года назад сопровождал Дерипаску во время его первого визита в Черногорию. 'Нельзя смотреть на нынешний мир сквозь призму 'холодной войны'. В Черногорию инвестируют 77 стран. С таким же успехом можно сказать, что Лондон стал новой российской колонией', - заявил Рочен.
Однако Дерипаске принадлежит алюминиевый гигант KAP, на который приходится 20% ВВП Черногории и 80% ее экспорта. Чтобы купить этот завод Дерипаска вел переговоры лично с Мило Джукановичем, который когда-то занимал высокое положение в коммунистической иерархии, а ныне является премьер-министром Черногории.
Они обмыли сделку виски Чивас в 'Гран Кафе', расположенном на широком проспекте напротив офиса Джукановича. Джуканович и сейчас, сменив официальный костюм на боле удобную одежду, частенько заходит в кафе, чтобы выпить аперитив на террасе, где с плазменных экранов гремит поп-музыка. Он по-прежнему предпочитает Чивас.
Точные условия сделки, в том числе и цена, держатся в тайне. 'Для приватизаций проводятся публичные тендеры и торги, однако сами сделки считаются коммерческой тайной', - сказала Ваня Чалович (Vanja Calovic), глава НПО MANS, партнера Transparency International.
Чалович обличает то, что она называет 'захватом государства' политической элитой, связанной с крупным бизнесом. 'Если инвестор умеет плавать в мутной воде, эта система ему идеально подходит', - говорит она.
Критики Джукановича утверждают, что последнее слово всегда остается за ним. 'Представьте себе человека, 20 лет находящегося во власти, который пришел к власти как лидер Коммунистической партии, а потом сменил идеологию, - говорит Зоран Радулович (Zoran Radulovic), редактор экономического журнала 'Monitor'.
- Его партия - единственная в Европе, которая за два десятилетия ни разу не проигрывала выборы. Он принимает решение по всем вопросам'.
Лидер крупнейшей оппозиционной партии 'Движение за перемены' Небойша Медоевич (Nebojsa Medojevic) обвиняет Джукановича и его окружение в том, что они обогатились благодаря своему длительному пребыванию во власти. Джуканович опровергает обвинения в правонарушениях, недавно он заявил бравшему у него интервью тележурналисту: 'У меня есть квартира, где я живу, больше ничего. У меня нет вкладов в черногорских или зарубежных банках'.
Сейчас правительство уделяет особенное внимание туристическим проектам на побережье, предусматривающим строительство новых дорог, улучшение снабжения электроэнергией, модернизацию инфраструктуры, необходимой для их реализации. Канадский миллиардер-золотодобытчик Питер Манк (Peter Munk) вместе с Дерипаской, Натом Родшильдом и Арно осуществляют проект 'Porto Montenegro' стоимостью 200 миллионов фунтов стерлингов - причал для мегаяхт и элитный жилой комплекс в Тивате.
Манк, 80-летний глава компании Barrick Gold, уже шесть лет мечтал о возможности вложить деньги в благоустройство участка средиземноморского побережья.
'Я совершал круизы с женой и детьми, и с каждым разом становилось все труднее найти место для нашей яхты в Портофино и Монте-Карло. Однажды я искупался у берегов Франции, и задел что-то рукой- это был презерватив. Больше я туда не возвращался', - говорит Манк.
Когда Манк пять лет назад открыл для себя Тиват, он познакомился с Джукановичем, который сказал ему: 'Мы хотели бы стать следующим Монте-Карло. В Черногории всего 600 000 жителей, однако Монте-Карло в начале был еще меньше'.
Манк утверждает, что в Черногории нет коррупции. 'Я езжу туда три раза в год, трачу там десятки миллионов евро, и могу утверждать, что такую честность мало где встретишь. Ни взяточничества, ничего подобного. Это - не Россия и не Казахстан', - сказал он.
Среди будущих проектов один может даже затмить Porto Montenegro: строительство комплекса (оценочная стоимость 5-15 миллиардов евро) на самом протяженном на Адриатике восьмимильном пляже Велика Плаза с аэропортом и гостиницей на 30 000 номеров. Говорят, что Дерипаска и Ротшильды проявили интерес к этому проекту.
Джуканович в следующем месяце должен подать заявку на вступление его страны в Европейский Союз, однако он публично развивал идею о создании в Черногории оффшорного налогового рая.
'Такие люди, как Дерипаска и Ротшильды, хотели бы видеть в Черногории финансовый рай. Семье Джукановича, которая занимается и финансами, и бизнесом, это тоже пришлось бы по душе', - сказал лидер оппозиции Медоевич.
Джон Фоллейн
Комментарии