Россия, Сирия, Иран: детали \"почти легальной\" торговли оружием
На модерации
Отложенный
В субботнем номере газеты Corriere della Sera опубликована статья Гуидо Олимпио, посвященная некоторым вскрывшимся деталям сотрудничества России и Сирии в сфере поставок оружия.
Автор приводит следующие факты. 4 июля этого года в ходе таможенного досмотра в болгарском порту Варна выяснилось, что, помимо указанных в судовых документах "труб", на борту находились 8 контейнеров с компонентами российских ракет, предназначавшихся Сирии. Торговое судно было задержано, а организаторы трафика – Дамаск и Москва – заволновались: по этому маршруту планировалось переправлять и другие партии оружия. 21 августа сирийский президент Башар Асад подписал в российской столице важный договор, пишет автор статьи. Кремль обязался продать ближневосточной стране 1200 ракет "Корнет" (начало поставок в ноябре 2008 года), 1500 ракет "Конкурс" (доставка запланирована на декабрь) и 750 единиц оборудования для производства реактивных снарядов (поставки в январе 2009 года). Речь идет о смертоносном и эффективном оружии. Особенно опасным оно становится, как показал конфликт 2006 года, если оно попадает в руки повстанцев и террористов.
Русские и сирийцы договорились хранить в секрете, кому в конечном счете предназначается оружие. Москва не хочет, чтобы ее обвиняли в прямых поставках оружия повстанцам, и Дамаск обретает в сложившихся условиях особое значение. Как пишет автор, Дамаск передает часть оружия силам, участвующим в конфликтах низкой интенсивности, монтирует собственную линию по производству оружия и тем самым набирает очки в глазах как ливанских военизированных формирований, так и иранских друзей.
Этот "бизнес" затрагивает и интересы пасдаран. По замыслам стражей исламской революции, в случае атаки на ядерные объекты Тегерана боевики "Хизбаллы" должны будут принять участие в ответных акциях. Речь не идет о том, чтобы они вступали в действие автоматически, однако боевики должны быть хорошо вооружены.
Между тем президент Асад – и российский президент Дмитрий Медведев – полагают, пишет автор, что не все операции должны быть прозрачными, как того требует резолюция ООН 1701, запрещающая поставки оружия. И поэтому создается специальная команда, объединяющая усилия управления по стратегическим вопросам сирийского военного ведомства и россиян: им придется придумывать уловки, прокладывать маршруты, создавать механизмы.
В ходе недавнего визита в Москву, напоминает автор статьи, израильский премьер Эхуд Ольмерт поднял вопрос о военных поставках в Сирию и Иран. Ответ Медведева был двояким: Кремль не будет поставлять пресловутые зенитные комплексы S300, но хотел бы свободно принимать решения по всем остальным видам вооружений. На этом этапе, характеризирующемся напряженностью вследствие кризиса на Кавказе, Дамаск для Москвы оказался не только хорошим клиентом (при условии, что будет платить), но и предложил в качестве базы для российского флота порт Тартус на Средиземном море. Что касается иранской ядерной программы, пишет автор статьи, что Россия вместе с Китаем превратились в чудовищное препятствие на пути принятия суровых мер мировым сообществом.
Гуидо Олимпио
Комментарии