Чума и СПИД грозят россиянам из мусоропровода

На модерации Отложенный Проблема медицинских отходов только кажется второстепенной. В реальности за ней стоит опасность заражения страшными инфекциями. В конце минувшей недели Экспертный клуб промышленности и энергетики при поддержке Минпромторга провел заседание, посвященное анализу структуры и объёмов медотходов, а также методам и эффективности их уничтожения. Заседание прошло в закрытом режиме.

Что такое медотходы и чем они опасны

Медотходы - это все, с чем контактировал больной: окровавленное белье, одноразовые шприцы, иглы, капельницы, катетеры, системы для взятия и переливания крови, скальпели, пеленки, перчатки, перевязочные материалы. Это еще и просроченные лекарства, и многое другое, что остается после хирургических и инфекционных стационаров, поликлиник, санаториев, а также таможен с грузами фальсифицированных лекарств. Медицинские отходы представляют большую опасность из-за содержания в них токсичных химических веществ, патогенных бактерий и вирусов, включая туберкулез, чуму, сибирскую язву, СПИД и гепатиты.

Юридически такие отходы должны сортироваться по классам опасности, собираться и утилизироваться строго в соответствии с санитарными правилами. Сначала их обеззараживают в растворе, хотя даже современные методы очистки, применяемые сейчас в больницах, не дают полной гарантии и представляют угрозу для здоровья медперсонала. Рассортированные отходы вывозятся специальной службой на полигоны для переработки или сжигания.

Отправление такого рода отходов на бытовые мусорные полигоны опасно, так как на полигонах микроорганизмы вымываются грунтовыми водами, биоматериалы загнивают, попадают на поверхность с выделяемыми газами, а ветер разносит опасные инфекции на десятки километров вокруг. Тем не менее в реальной жизни весьма часто отходы попадают именно на бытовые свалки, а иногда прямо в контейнеры для мусора во дворах рядом с лечебно-профилактическими учреждениями (ЛПУ). Так они становятся доступны бомжам, "сборщикам утиля" на свалках, а иногда и любопытным детям. Это огромные риски эпидемий, инфекционных заболеваний и загрязнения природной среды.

Судьба медицинского мусора в России

Все присутствовавшие на круглом столе согласились с тем, что система сбора, удаления, переработки и обезвреживания медицинских отходов в России в настоящее время несовершенна, и при этом количество медицинских отходов имеет тенденцию к интенсивному росту. "Каждый выживает как может, - сказала корреспонденту «Газеты» эксперт, госпитальный эпидемиолог Эндокринологического научного центра Наталия Пучкина. - В теории существуют и современные технологии, и специальные непрокалываемые пакеты, на практике же в региональной больнице стоит корыто с хлоркой и пластиковая бутылка для сбора игл. Это - отечественные реалии".

Случаются и совсем уголовные ситуации: так, например, в 1990-е годы прошлого века райотдел УВД в Саратове занимался случаем, когда из одного крупного ЛПУ болезнетворные ткани, изъятые во время операций, алкоголик продал на городском рынке.

Эксперты, собравшиеся на заседании, признали, что "на сегодняшний день в РФ сложилась острая ситуация со сбором, обезвреживанием и уничтожением различных видов медицинских отходов. Не решена проблема уничтожения лекарств с просроченным сроком действия и фальсифицированных препаратов, хотя используется все больше одноразовых инструментов, не подлежащих стерилизации и повторному применению". Специалисты говорили также о том, что государство не осуществляет целенаправленного финансирования и поддержки этой области безопасности.

Статистика

По данным Роспотребнадзора, в России ежегодные медотходы составляют 2% от всех твердых бытовых отходов, то есть это около 1 млн тонн медицинских отходов год. В Москве ежегодно образуется не менее 100 тысяч тонн опасных и особо опасных медицинских отходов. Ежегодно почти во всех мегаполисах возникает более десяти несанкционированных захоронений медотходов. Подрядные организации, занятые вывозом и уничтожением отходов (к примеру, так информирует на своем сайте компания "Экосервис прим"), указывают, что эти цифры занижены по меньшей мере в два-три раза. Средний рост образования медотходов на протяжении последних 10--15 лет составил 3--4% в год. В больничных отходах содержание микроорганизмов в 1 тысячу раз больше, чем в бытовых. Наличие в отходах ЛПУ болезнетворных организмов - одна из причин внутрибольничных инфекций (ВБИ).

По данным официальной статистики, ежегодно в РФ регистрируется 30--40 тысяч случаев ВБИ, однако исследования ученых ЦНИИ эпидемиологии Роспотребнадзора позволяют предположить, что их ежегодное количество - не менее 2--2,5 млн случаев. Тем не менее в беседах с корреспондентом "Газеты" медики говорили о том, что в большинстве ЛПУ организаторы процесса лечения считают вопрос вывоза и утилизации медотходов проблемой надуманной и второстепенной.

Трудно сказать, сколько в этом или прошлом году бомжей и детей, бродящих по свалкам и больничным дворам, укололись заразными шприцами и заразились инфекциями. В России такой статистики нет. Эксперты Открытого института здоровья приводят статистику западную. В США (стране, законодательство которой в области медотходов особенно жесткое, а количество ЛПУ, врачей и пациентов сравнимо с Россией) в год регистрируется более 400 тысяч случаев, когда дети случайно укалываются, играя использованными шприцами. Было зафиксировано уже несколько десятков случаев, когда дети через уколы такими шприцами заражались СПИДом.

В США также официально зарегистрировано, сколько медработников заразилось ВИЧ при сортировке и утилизации использованных шприцов: 139 человек с 1986 года. В РФ за все годы зарегистрированы всего три таких случая (по данным Открытого института Здоровья, последний раз - в районе Ханты-Мансийска несколько дней назад). Косвенно огромные риски для российского медперсонала, связанного с колющим и режущим инвентарем, подтверждает заболеваемость медиков гепатитами В и С. Она втрое превышает таковую у населения.

Проще и дешевле выбросить на свалку

Независимые эксперты считают, что улучшение ситуации происходит крайне медленно. В сегодняшней нормативной базе много сложностей и устаревших позиций, требуется ее обновление. Например, чтобы вывозить медотходы, больнице необходимо оформлять специальные лицензии. Проще выбросить отходы на общие свалки, на утилизации по правилам ЛПУ откровенно экономят. Нормативы разрешают также устаревший, не дающий никаких гарантий, химический способ утилизации, которого уже нет во многих странах.

Обычно после каждой хирургической операции остается до 3,5 кг окровавленных материалов, которые заливаются хлорным раствором, а потом вывозятся на городской полигон. Мало того, что отходы опасны, - хлор выделяется в почву и в атмосферу.

Вторая и самая острая проблема - использованные одноразовые шприцы. В среднем российском регионе, к примеру, в Челябинской области, по данным Роспотребнадзора, ежемесячно образуется 7 тысяч тонн шприцов, которые перерабатывают 2 предприятия. При этом переработчики не принимают самоблокирующиеся шприцы (в них иголка после употребления втягивается внутрь, чтобы шприц не использовали повторно), так как имеющиеся технологии позволяют утилизировать только пластик. Отделяя иглы от шприцов, во всех регионах РФ медсестры накалывают руки и заражаются инфекциями. Решение проблемы может лежать только в минимизации контакта персонала с использованным инструментарием. В ЛПУ же решают ее по-своему: возвращаются к использованию многоразовых шприцев. Об этом упоминала в докладе на круглом столе заместитель генерального директора международной ассоциации "Здравмедтех" Ирина Кузнецова. Такой возврат чреват рисками инфицирования пациентов.

Существует масса оборудования, предназначенного для переработки медицинских отходов: дробильные установки (при этом минимум персонала контактирует с отходами), СВЧ-установки, комплексы для сжигания. Хотя каждый метод имеет свои плюсы и минусы, главное - это то, что все упирается в ресурсы.

"Открытый институт здоровья вместе со специалиствами ЦНИИ эпидемиологии Роспотребнадзора в конце 2007 года проверял деятельность девяти крупных ЛПУ в Оренбургской и Тверской областях РФ и опросил 1683 медработника и 23 руководителя, - рассказал заместитель директора Открытого института Алексей Бобрик. - Случаи заражений медсестер при разборе использованных шприцов, случаи внутрибольничных инфекций, которые зависят от порядка в области медотходов, замалчиваются. Зафиксированы низкое внимание к проблеме, стремление сэкономить на решении вопроса, сбор использованных материалов в приспособленную тару, вывоз контейнеров на бытовые свалки. Пожалуй, в РФ только в Екатеринбурге медотходы вывозят централизованно". В целом экспертами были сделаны выводы о том, что проблема медотходов в ЛПУ недооценивается и представляет угрозу населению и медикам.

Централизованное решение

До сих пор, как рассказал корреспонденту "Газеты" руководитель Экспертного клуба промышленности и энергетики Георгий Афанасьев, каждый раз, когда проблему пытались решить, инициатива исходила от ученых, врачебных коллективов, экспертов. Еще ни разу к диалогу не приглашались крупные бизнес-игроки, чьи интересы затрагиваются при любом изменении правил работы с медотходами. «А ведь по сути предприятия, занимающиеся вывозом, утилизацией и переработкой твердых бытовых отходов, включены в многомиллионный бизнес. Производители препаратов на основе клеточных материалов тоже получают огромные деньги на этом новом направлении медицины. Даже обсуждение проблемы без их участия будет неполным, а решение - и вовсе невозможным», - отметил Георгий Афанасьев.

Экспертный клуб промышленности и энергетики предложил разработку долгосрочной стратегии - Форсайт - по решению проблемы уничтожения медицинских отходов, чтобы спрогнозировать будущие объемы и типы медицинских отходов. Как рассказал корреспонденту "Газеты" Георгий Афанасьев, «для этого требуется знать их классификацию и нормы на одного пациента, выбрать технологии. Это будет многолетняя программа на период до 2015 года». Кстати, практически на днях появилась информация о том, что централизованная система транспортировки и обезвреживания путем захоронения и сжигания опасных медотходов будет создаваться в Москве с 2009 года. На создание такой системы будет выделено 1,3 млн рублей.

Нормативы образования медицинских отходов составляют:
- стационарные ЛПУ - от 1,1 до 1,3 кг на койку в сутки;
- поликлиники - 145 грамм на одно посещение;
- санатории и пансионаты - 460 грамм на койку в сутки;
- аптеки - 130 грамм в сутки при плотности запасов 110 кг на м куб.

Цена на вывоз медицинских отходов из ЛПУ сейчас в Москве составляет
более 1 тысячи рублей за 1 контейнер.

Ирина Власова