После убийства начальника разведки Абхазия укрепляет границу
На модерации
Отложенный
Конфликт между Грузией и Абхазией, так же как и ситуация в Южной Осетии, постепенно возвращается в фазу неторопливой диверсионной войны, уносящей все новые человеческие жизни. В четверг утром в одном из домов в райцентре Гальского района Абхазии, примыкающего к фактической границе между этой республикой и Грузией, было найдено тело убитого выстрелом в голову начальника абхазской военной разведки Эдуарда Эмин-заде. При погибшем оказался его телефон, но не нашлось табельного пистолета. Власти Абхазии заявили, что расценивают убийство офицера как террористический акт, «спланированный и осуществленный спецслужбами Грузии», -- именно так говорится в заявлении центра общественных связей службы госбезопасности Абхазии.
Оперативники обнаружили вчера утром еще два тела. Труп хозяина дома, в котором был, по всей видимости, застрелен Эдуард Эмин-заде, Эльдара Шамугия, нашли в полукилометре от поста на пограничном переходе через реку Ингури. За этой рекой, собственно, и начинается Грузия. Второго убитого, Заура Квеквескири, нашли в Гали недалеко от железнодорожного моста. По данным следствия, к которому подключены все правоохранительные структуры Абхазии, все трое убиты выстрелом в голову в период с восьми вечера в среду до полуночи.
Кто конкретно убил этих трех человек и растащил трупы, пока неизвестно, но и президент Абхазии Сергей Багапш, и министр обороны Мераб Кишмария, и министр иностранных дел Сергей Шамба, и начальник штаба вооруженных сил Анатолий Зайцев практически уверены в наличии «грузинского следа». По данным г-на Зайцева, Эдуард Эмин-заде «погиб при исполнении служебных обязанностей»: в Гали он приехал в связи с участившимися терактами.
Начштаба абхазской армии предположил, что в доме, где, по всей видимости, произошло убийство, помимо убитых находились как минимум еще трое. Причем об одном известно, что он скрылся в сопредельном Зугдидском районе Грузии. Фамилию беглеца Анатолий Зайцев знает, но в интересах дела не называет.
Эдуард Эмин-заде был уроженцем Аджарии -- это третья автономия в составе Грузинской ССР, населенная этническими грузинами, часть которых из-за близости к Турции и длительного турецкого господства сохранила приверженность к исламу. После суверенизации Грузии в 1991 году Аджария не вела с Тбилиси войны за независимость, но к моменту прихода к власти Михаила Саакашвили фактически была самостоятельной частью страны. Воссоединение Аджарии с Грузией и бегство президента республики Аслана Абашидзе в Москву, мэр которой Юрий Лужков считался его близким другом и деловым партнером, стало «пробным камнем» грузинской реинтеграции, хотя были очевидны огромные различия в характере противоречий между Тбилиси и Аджарией и конфликтов Тбилиси с Абхазией и Южной Осетией.
По данным грузинских СМИ, убитый Эдуард Эмин-заде ранее работал в органах безопасности Аджарии и был близок к Аслану Абашидзе. После интеграции Аджарии Эмин-заде находился в Абхазии, где работал на ответственных должностях в структурах разведки и контрразведки. В прошлый раз его пытались убить еще до августовской войны -- 20 июня этого года его машину обстреляли под железнодорожным мостом в Сухуми. Тогда Эдуард Эмин-заде возглавлял отдел контрразведки службы госбезопасности Абхазии. У здания СГБ Абхазии, к слову, 25 сентября 2008 года взорвался припаркованный автомобиль. К счастью, обошлось без жертв.
Другие убитые, гражданские лица, могли быть ликвидированы как свидетели, хотя не исключено, что их смерть -- это основание, дающее возможность предполагать иные версии, кроме грузинского теракта. Официальных комментариев с грузинской стороны пока нет, но грузинские СМИ уже выдвинули версию о том, что убитый мог оказаться жертвой противоречий, которые якобы возникают между абхазскими и российскими военными и сотрудниками спецслужб. Эта версия выглядит весьма натянутой, уже хотя бы потому, что военные и разведывательные структуры Абхазии плотно патронируются российскими силовиками с момента их создания.
Во всяком случае официально в Абхазии принята версия грузинского теракта. Утром в четверг президент Сергей Багапш провел совет безопасности. Сам он объявил, что приняты конкретные решения, о которых будет публично объявлено позднее, но министр иностранных дел Сергей Шамба опередил шефа и сообщил о планах укрепления грузино-абхазской границы, в частности, в так называемой нижней зоне Гальского района. Едва ли в низменной дельте Ингури удастся возвести какой-то аналог Берлинской стены, но в целом грузино-абхазская граница будет, видимо, постепенно приближаться к этому варианту.
Стремление к изоляции от Грузии на днях высказал и президент Южной Осетии Эдуард Кокойты. Он сообщил в среду, что Южная Осетия будет сотрудничать лишь с теми международными организациями, которые признают геноцид осетин со стороны грузин. Понимая, вероятно, как трудно будет добиться этой цели хотя бы от одной организации в мире, где существует такая давняя проблема с признанием намного более очевидного геноцида армян турками, президент добавил смягчающее условие: работать будут с теми, кто приедет через российскую границу.
Иван Сухов
Комментарии